пятница, 14 октября 2011 г.

ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ПЕРИОД "ЗЕМЛИ".



Иван Генералич. 1936 г.





   Продолжаем знакомство с этапами творчества И.Генералича. Сегодня о периоде становления Генералича как художника, как творческой личности. Это период работы в художественном объединении "Земля", в рамках "хлебинской школы", под чутким руководством К.Хегедушича. Как я уже писал, исследователи называют этот период социально ангажированным, и по времени относят его к 1932/33 - 1936/37 годам.

   В 1932 году Генералич принимает участие в IV выставке группы "Земля" в Загребе. Выставляются 16 работ: 4 в технике темпера/стекло, 9 рисунков и 3 акварели. В "Альманахе современных проблем" публикуется статья К.Хегедушича "Проблемы коллективного искусства" и репродукция рисунка Генералича "В хлеву".


Старый Ферко. тушь/бумага. 1932 г. Данный рисунок некоторые искусствоведы и исследователи считают первой зрелой художественной работой И.Генералича и ПЕРВЫМ рисунком хорватского наива.


Свинопас. акварель/бумага. 435х595 мм. 1933 г.



   В 1933 - 1934 годах Генералич продолжает совершенствовать технику и мастерство, пишет ряд интересных картин. В 1934 году, в апреле, принимает участие в V выставке "Земли" в Загребе и получает в целом неплохие отзывы.
   28 ноября 1934 года Иван женится на Анке Коларек, дочери почтового служащего из Хлебине. Шафером на свадьбе был Крсто Хегедушич.



Анка и Иван Генералич. 1934 г.



 Реквизиция. масло/фанера. 358х432 мм. 1934 г.





   В феврале-марте 1935 года проходит VI выставка объединения "Земля" в Белграде, столице Югославии. Генералич присутствует на ней с 18 работами. Белградская критика встретила выставку "Земли" в целом благосклонно.
   В апреле того же года проходит VII выставка группы в Загребе. Хочу отметить, что работы участников "Земли" привлекали большое внимание со стороны критиков, искусствоведов, публицистов, т.к. тематика и методы выражения были довольно прогрессивными и революционными для того время. Однозначного отношения ко всему этому конечно не было, приведу лишь пару примеров.

   "...Дегенеративный примитивизм, появившийся в северной части нашей родины, не является продуктом народной культуры. Это больной примитивизм созданный под непосредственным влиянием венгерских и немецких элементов, что очень хорошо заметно на некоторых рисунках представленных на этой выставке..." (S.Popоvic)

   "...Выставленные работы Ивана Генералича, крестьянского художника-самоучки, представляют интерес для тех, кто считает, что имея определенное количество вкуса и таланта, вполне достаточно для того, чтобы стать художником..." (V.R.Sikart)



Ряженые. тушь/бумага. 1935 г.







Косцы. Возвращение с поля. тушь/бумага. 299х201 мм. 1935 г.


   В мае 1936 года состоялась выставка хорватских сельских художников Генералича - Мраза в Загребе. Непосредственно перед самым открытием в ее состав был включен Мирко Вириус. Выставка была отмечена большим количеством посетителей, в том числе важных официальных лиц, а из 62 выставленных работ было продано больше половины. Генералич выставил 26 своих работ в разной технике, 17 из них были проданы.



Чордашева изба. тушь/бумага. 303х436 мм. 1936 г.


  Крестьянское самобытное искусство, безусловно вовлеченное в мир югославского искусства Хегедушичем и его сторонниками, становится явлением. О нем много говорят, пишут и спорят.  1936 год - наверное пик полемики по поводу идеологических установок "Земли" и творчества ее участников. Накал страстей хорошо передают выдержки из различных публикаций того времени:

   В статье "Негативные явления в жизни нашего искусства", опубликованной в "Альманахе современных проблем" К.Хегедушич попытался дать ответ на многочисленную критику:
   "...Среди нас уже давно идут разговоры о нашем крестьянстве, о крестьянской культуре, которая сама по себе возродит национальную культуру - мы обсуждаем автохтонность этой культуры, говорим о необходимости работы с крестьянами и т.д.
   Но, когда благодаря счастливому стечению обстоятельств, первый раз в истории этого крестьянства появился один наш талантливый сельский художник, подтвердивший культурный уровень одного из слоев нашего крестьянства и как раз говорящий о его автохтонности, то не нашлось почти никого, кто бы поддержал его усилия. К тому же сразу отрицается, что его работы имеют хоть какую-то связь с живописью и художественным творчеством."
   Также Хегедушич объяснил, что мотивировало "Землю" заниматься с художниками-крестьянами: "..."Земля" в случае с Генераличем, просто хотела показать, что художественный талант не связан с происхождением, не является привелегией какого-то одного класса, что его рождение, развитие и угасание зависит от социального положения определенного класса в определенном периоде развития. В области творчества "Земли" речь не идет об открытии некоего "нового" гения, как многие думают, а только о том как обеспечить Генераличу необходимые технические знания, помочь ему в поиске концепции своего творчества, его художественных инстинктов, выражения себя в своей основной форме...
   ...Многие смешивают такие понятия, как социальное искусство и китч, это слишком утилитарный, слишком рациональный подход, наше искусство базируется на определенной части левых критериев, которые стирают границы между искусством и неискусством, между поэзией и китчем. Сами по себе социальные мотивы не являются достаточным основанием для создания произведений искусства.
   ...Конечно существует вероятность того, что дилетантизм под маской социальной тематики может появиться в социальном искусстве и компрометировать все достижения на этой ниве...но в живописи кроме всего прочего надо иметь не только талант, но и характер."

  "...Но только одно нас сильно интересует, пусть Крсто нам разъяснит сколько "автохтонности" дал Генералич своими картинами. Потому что мы очень хорошо знаем, что та "автохтонность" есть не что иное, как идеологический и художественный импорт "земельцев", которые на примере Генералича пытались экспериментировать хорошо подготовленными и очень искуссными методами. А потом увидеть какая будет реакция..." (M.Keglevic)


  
Цыганские сваты. масло/холст. 395х543 мм. 1936 г.




Делековецкое восстание. масло/картон. 520х645 мм. 1936 г.






     И все таки основной, позитивный настрой зрителей и критики хорошо выразил L.Babic:
"...Сегодня по случаю нынешней выставки, даже наиболее скептически настроенный зритель должен признать, что этот крестьянин-самоучка действительно более естественно и правдиво пишет свои картины, чем многие и многие из нас, получившие профессиональное художественное образование, и что этот крестьянский художник неумело и примитивно изображает нашу жизнь гораздо полнее и сильнее, чем все эти "преуспевающие" и "передовые" наши художники со своими актами, лодками, рыбаками, святыми и героями..."

   19 февраля 1936 года в семье Генераличей произошло радостное событие - родился сын Йосип.


Иван и Анка Генераличи с сыном Йосипом. 1936 г. Хлебине.



Красные коровы. темпера/стекло. 280х320 мм. 1937 г.



С молитвой о дожде. Шествие вокруг креста. масло/холст. 560х465 мм. 1937г.


      В феврале 1937 года Генералич вместе с академическими художниками принимает участие в выставке группы хорватских художников в Сплите. Кстати, деятельность группы "Земля" за левые взгляды к этому времени запрещена, но крестьянская тема уже достаточно "раскручена"  и популярна, поэтому выставочный цикл Генералича и "хлебинской" школы продолжает набирать обороты. В Карловце и Вараждине проходит выставка хорватских крестьянских художников (I.Generalic, I.Cace, F.Mraz, I.Spisic, M.Virius, I.Virius).
   В мае - июне 1937 года Генералич принимает участие в Весенней выставке сообщества художников в Белграде. В декабре - январе 1938, там же в Белграде, выставка в помещении Французского клуба. Организованы и первые персональные выставки, в Матици (Сербия) и Ново-Саде.
   Также в 1937 году работы Генералича принимают участие в Выставке свободных хорватских художников в Праге.
   Везде его картины принимают с интересом, отзывы и критика очень положительны. Можно констатировать, что творческий феномен под названием Иван Генералич состоялся, и с этого момента начинается его полноценная самостоятельная карьера.
  


Цыганка Клара. тушь/бумага. 1937 г.



Сельский танец. масло/холст. 530х460 мм. 1937 г.



   При подготовке использованы материалы из книги Светланы Сумпор (S.Sumpor) "Генералич 1930 - 1945". Издатель Хорватский музей наивного искусства, 2010 год



Комментариев нет:

Отправить комментарий