Продолжаем знакомиться с творчеством ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА. Я разделил описание его дальнейшей жизни и его творчества на пятилетние периоды, они как-то хорошо ложатся на основные этапы в его художественной, да пожалуй и во всей жизненной биографии. Напомню, в последней публикации - ПЕРИОД "БЕЛЬКАНТО" - мы расстались с Иваном Генераличем в 1945 году.
Начиная с 1946 года, происходят значительные изменения в тематике и поэтике творчества Генералича - художник все больше удаляется от преобладавшего прежде лиризма, духа "бельканто", романтического изображения сельского ландшафта, ориентируясь на относительно строгий, реалистичный подход. Под натиском новой, сильно идеологизированной реальности, вызванной послевоенными политическими и общественными изменениями, Генералич следует вслед за ними и в своем творчестве. Вместо крестьян, их каждодневного и природного окружения - в полях или на пашне, в лесу или на сельском дворе - мы видим фронтовиков, "колхозников" на работе, строительстве зданий, дорог, железных путей, тоннелей и т.д. Вместо коров, свиней и куриц на полях или во дворах, на картинах присутствуют тракторы и артельщики, "новые труженики" занятые строительством и восстановлением разоренного и разрушенного войной. Все это, последствие усилий "новой социалистической реальности" получить свое "новое искусство".
К счастью, "новые требования" лишь слегка задели Ивана Генералича, и он никогда не был значительным экспонентом того политизированного и утилитарного искусства, в рамках тенденциозного реализма и его соцреалистических догм.
Между тем, все эти годы Генералич продолжал и далее идти путем своих прежних доминантных тематических определений - сбор урожая, жатва, уборка сена, коровы в лесу, чистые пейзажи, особенно зимние и т.д., но как и было сказано, без прежней характерной и преобладающей лирической энергетики.
В тот период, как бы параллельно существовали два различных Генералича - один "официальный", с примерами политически ангажированной и навязанной тематики, другой, который рисует для себя, из личных побуждений, который и далее пытается найти совершенство в изображении и эстетике.
После Второй мировой войны и освобождения от оккупации, Иван Генералич становится примером и учителем для нескольких молодых крестьянских художников из родного Хлебине. Франьо Доленец, ФРАНЬО ФИЛИПОВИЧ и ДРАГАН ГАЖИ приходили к нему за советами, а он им давал основные наставления для рисования. Со своей "художественной школой", а точнее сказать последователями, Иван Генералич в это время и выставлялся.
В 1946 году, Комитет по культуре и искусству правительства ФНРЮ учредил передвижную выставку "Живопись и скульптура народа Югославии XIX и XX столетий", в состав которой были включены и несколько работ Ивана Генералича. В сентябре-октябре 1946 года выставка прошла в столице Югославии - Белграде.
Сбор урожая. масло/стекло. 341х432 мм. 1946 г. |
1947 год. Выставка "Живопись и скульптура народа Югославии XIX и XX столетий" (Slikarstvo i kiparstvo naroda Jugoslavije) в январе-феврале проходит в Загребе, в Современной галерее и Художественном павильоне, далее перевезена в Любляну.
После Загреба, выставка показана в СССР, в июне-июле в Музее им.А.С.Пушкина в Москве, в июле-августе в Государственном Музее Эрмитаж в Ленинграде.
Опаливание свиньи. масло/стекло. 340х400 мм. 1947 г. |
Цыгане. масло/стекло. 1947 г. |
Теребление льна. тушь/бумага. 240х335 мм. 1947 г. |
1948 год. Передвижная выставка "Живопись и скульптура народа Югославии XIX и XX столетий" в январе-феврале гостит в Праге, а в марте - в Варшаве.
Кроме сцен из народно-освободительной борьбы и сельской жизни, Генералич пишет множество портретов. Вероятно, это внутренняя потребность художника испытать себя в другом жанре, который не терпит суеты и торопливости.
Пожилой мужчина. масло/фанера. 555х397 мм. 1948 г. На картине изображен тесть И.Генералича - Ловро Коларек. |
1949 год. В октябре-ноябре, в Салоне "Likum" в Загребе, проходит выставка "Крестьянские художники" (Seljaci slikari), где вместе с Генераличем впервые выставляются и его "ученики" - Доленец, Филипович и Гажи. На открытии выставки Генералич делится своими размышлениями о целях в искусстве, в дальнейшем обширно процитированными в ежедневных газетах:
"Если мы рассмотрим наше художественное движение за последние десять лет, мы видим, что победу нам принесло понимание того, что работник искусства должен отражать в своих работах настоящую реальность в которой он живет. Партия, как руководящая сила народа Югославии, во главе с нашим Тито, поддержала эти усилия и предоставила возможность свободно работать и развиваться, с надеждой, что художники будут способны не только отражать реальность ее развития, а и предсказывать новое, стать голосом этого нового. Надо знать как использовать художественные средства и понятный народу язык, чтобы искусство могло быть рабочим массам понятно, чтобы они его любили... Как вы помните, я будучи участником группы "Земля" показывал в своих работах повседневность моего села и крестьянской жизни тех лет - и те картины были печальными и грустными - я сам имел дело с реквизицией, с попами, жандармами и бедой людской...Много нас, сельских талантов пропало в тяжелой реальности той жизни...Сегодня наши картины радостные..."
Можно сказать, что размышления Генералича о искусстве были связаны с оптимизмом той властной идеологии, которая после прожитых военных испытаний пропагандировала веру в силу коллектива и наступление лучшего и справедливого будущего.
Картины Генералича на выставке в Салоне "Ликум" получили множество положительных отзывов от художественных критиков и публики.
Строительство кооперативного дома. масло/фанера. 580х580 мм. 1949 г. |
Трактористы. масло/стекло. 360х500 мм. 1949 г. |
Вспашка. тушь/бумага. 470х630 мм. 1949 г. |
Постой в Хлебине. На ручье. масло/стекло. 350х390 мм. 1949 г. |
1950-51 годы. Генералич регулярно принимает участие в годовых выставках Союза художников Хорватии. Оптимистический показ послевоенного восстановления и строительства, а также продолжение работы с портретами остается в эти годы в центре творческого интереса художника.
Жатва. масло/стекло. 380х440 мм. 1950 г. |
В лесу. Погрузка дров. масло/стекло. 1950 г. |
Портрет Франьо Гажи. карандаш/бумага. 449х352 мм. 1950 г. |
Отец. масло/холст.520х420 мм. 1951 г. |
При подготовке публикации использованы материалы из следующих источников:
Монография "Иван Генералич 1946-1961" автор Светлана Сумпор (Svetlana Sumpor, Monografija "Ivan Generalić 1946-1961"). Издатель Хорватский музей наивного искусства. Загреб 2014 год.
Монография "Волшебный мир Ивана Генералича" автор Небойша Томашевич ( Nebojša Tomašević "Magični svet Ivana Generalića"). Издатель Jugoslovenska revija, Белград 1976 год.
Другие публикации Other publications
Комментариев нет:
Отправить комментарий