Эта статья о человеке, сыгравшем одну из главных ролей, если не главную, в появлении и становлении хорватского наивного искусства, и, как сейчас говорят - запустившего весь этот огромный временной проект под названием "Хлебинская школа".
Знакомтесь - профессор
Крсто Хегедушич.
Krsto Hegedušić, живописец и гравер (Петриня 26.11.1901-Загреб 7.04.1975).
Часть своего детства, провел в селе Хлебине, на родине своего отца. С 1910 г. он живет в Загребе, где в 1920 г. заканчивает высшую школу. В 1920-1926 гг. учится в загребской Академии изящных искусств, а после ее окончания - в Париже, как стипендиат французского правительства (1926-1928 гг.) Как и многие молодые интеллектуалы того времени, увлекается левыми идеями.
|
Гулянье в моем селе. масло/холст. 500х610 мм. 1927 г.
|
|
К.Хегедушич. Реквизиция. 1929 г.
|
|
К.Хегедушич. Весна. 1930 г.
|
|
Вернувшись в Загреб, Крсто выступает одним из основателей прогрессивного художественного объединения "Земля", запрещенного полицией в 1935 г. Время от времени живет в Хлебине, где в 1930 г. обращает внимание на рисунки молодых крестьян-самоучек, и начинает учить их приемам живописи. В 1931 г. привлекает их к участию в выставке группы "Земля" в Загребе. В 1929-39 гг. участвует в издании левых журналов. За участие в социалистических демонстрациях, несколько раз был арестован. В 1941 г. был заключен в концлагерь в Госпиче, откуда ему удалось вернуться благодаря усилиям друзей из полиции. С 1937 г. Крсто Хегедушич преподаватель и профессор Академии художеств в Загребе, с 1950 г. основатель и руководитель ее Школы мастеров. С 1957 г. директор Института графики Югославской академии наук и искусств.
|
К.Хегедушич. Масленица. 1935 г.
|
|
К.Хегедушич. Мертвые воды. 1956 г.
|
Крсто Хегедушич работал во всех техниках (от рисунка до настенной росписи) и форматах, начиная от небольших виньеток и малых картин на стекле, до больших многофигурных полотен с жанровыми сценами из крестьянской и социальной тематики, в пейзаже и портрете. Искал свое вдохновение в фламандской живописи, реализме, отлично усвоил приемы экспрессионизма, кубизма, фовизма, сюрреализма, позже увлекался поп-артом и абстрактным искусством.
|
К.Хегедушич. Убогие. масло/холст.1931г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К.Хегедушич. Реквизиция. масло/стекло. 1933 г.
|
|
К.Хегедушич. Жнецы. акварель. 1951 г.
|
Даже за скупыми энциклопедическими данными видно неординарную и талантливую личность, его страсть к экспериментам и поиску оригинальных, и в то же время простых, "понятных" изобразительных решений. Что в принципе, и лежит в основе его увлечения "примитивизмом". Он искал свой, национальный и самобытный колорит в изображении социальной тематики (ближе, по выражению одного из критиков, к творчеству Ф.Гойи). Кстати непринявший, и в последующем, неоднократно критиковавший искусство соцреализма.
Ну теперь немного поподробней о возникновении "Хлебинской школы".
|
И.Генералич и К.Хегедушич в Хлебине, 1934 год.
|
|
|
Как уже было сказано, отдыхая летом 1930 года в Хлебине, Крсто зашел в магазин Франьо Генералича, и увидел рисунки, сделанные на оберточной бумаге. Рисунки понравились, и он поинтересовался кто автор. Франьо сказал, что это его 15-летний племянник,
Иван Генералич. Так состоялось знакомство учителя и ученика. Дальше к ним присоединился 20-летний
Франьо Мраз, и впоследствии
Мирко Вириус (1889-1943).
Увлеченный поисками новых идей, Хегедушич решил поставить эксперимент, подтверждающий, что талант не зависит от происхождения. Он стал заниматься с самоучками, обучать их приемам живописи, показал и помог освоить разные техники письма, в том числе и знаменитую - маслом на стекле. И самое главное, учил не подражать, а находить собственный взгляд на окружающий мир, в первую очередь изображая деревенскую жизнь, которая им близка и понятна.
|
К.Хегедушич. Было нас пятеро в клети. 1931 г. стекло/темпера. Картина, которую Хегедушич предложил И.Генераличу и Ф.Мразу как модель для создания нового искусства - наива. |
В 1931 году, художники и их работы, приняли участие в III выставке "Земли" в Загребе, где к ним проявили интерес и зрители, и критики. В то время, это было свежо и необычно - крестьянские художники-самоучки и их взгляд на мир. Этот момент и считается началом искусства хорватского наива, чье 80-летие отмечается в сентябре этого года.
Ну, а дальше было многое. И продолжение обучения, и совместные выставки. Война, в которой суждено было выжить не всем нашим героям, и мировая слава. Приход самостоятельности, и разрыв отношений между учителем и учениками. С каждым в разное время, и по разным причинам. Причем разрыв на всю оставшуюся жизнь...
Но это уже совсем другая история.
Ну, а что касается эксперимента - эксперимент удался на славу!
Хвала ти што си поделио с нама овај занимљив чланак о Хегедушићу.
ОтветитьУдалитьСпасибо поделился с нами эту интересную статью о Hegedusic.
(Is this correct? I hope yes!)
Всегда пожалуйста)))
ОтветитьУдалитьРад, что вам понравилось.