воскресенье, 16 октября 2011 г.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ив.Генералич "Похороны Штефа Халачека".


   Начинаю новую рубрику - "История одной картины". Буду рассказывать об интересных, смешных, знаковых моментах связанных с созданием какой либо картины. Ведь написанию каждой серьезной и интересной работы предшествует какой-то сюжет, замысел, своя история.
   Сегодня рассказ об известной, "этапной" картине "Похороны Штефа Халачека", находящейся сейчас в Современной Галерее ( Moderna Galerija), в Загребе, создание которой связано со смешной историей, поведанной самим Иваном Генераличем:


Похороны Штефа Халачека. масло/холст. 500х470 мм. 1934 г.


   "Сюжет этой картины связан со случаем произошедшим с одним крестьянским слугой, который служил в соседнем доме. Зимой, когда он был свободен от основной работы, накормив лошадей и коров, приходил ко мне по соседству, и в то время пока я писал, ему нравилось покритиковать меня или придраться к чему нибудь. Он говорил: такими наши люди не бывают, это слишком большая голова, это слишком маленькие ноги, это не очень хорошо, то не очень хорошо, и так далее. И я как-то сказал ему, что если не будешь молчать и спокойно наблюдать за тем как я рисую, я буду вынужден тебя похоронить. А он мне отвечает: как же ты можешь меня похоронить, когда вот он я, живой и здоровый!
   И вот наконец однажды, когда он снова начал высказывать свое недовольство, я решил исполнить задуманное. Пришла мне в голову идея нарисовать его похороны, и пастора рядом, который совершает молитву. Придира Штеф лежит в гробу, подбородок его подвязан белой лентой, вокруг стоят и плачут женщины. Когда завершил работу, написал внизу картины "Похороны Штефа Халачека". Эту картину очень быстро заметили, и ее репродукция была напечатана в одной загребской газете. Когда к Штефу попала в руки эта газета, и он увидел подпись "Похороны Штефа Халачека", то сначала пришел в изумление, а потом смеялся и говорил, что как такие ученые господа могут быть такими глупыми, чтобы думать, что он мертв, а он же жив.
   Между тем, его настоящая смерть была совсем другой, и много-много позже. Он ходил в село Вирье продавать корзины, к тому времени он уже давно работал сам на себя, купил домик и плел корзины. Слышал он плохо, стал совсем глухим, и пьяный шофер на грузовике сбил его вместе с корзинами на дороге в Вирье..."


Фотография картины на ретроспективной выставке "ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ ЕДИНЫ. Художественное объединение "Земля". 1929 - 1935." в Галерее Кловичевы Дворы. Загреб, 2019 г.



     При подготовке использованы материалы из книги Младена Павковича "Я генерал", Копривница, 1994 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий