понедельник, 21 января 2013 г.

ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1980 - 1990 гг.



Автопортрет. масло/стекло. 1997 г.
   


Дикие свиньи. масло/стекло. 1200х1150 мм. 1980 г.



Лягушки. масло/стекло. 1200х1150 мм. 1980 г.



Тайная вечеря. масло/стекло. 600х700 мм. 1980 г.



Печение каштанов. масло/стекло.  1982 г.



     "...Веченай написал множество повествовательных, обыденных сцен, по которым мы сегодня можем отслеживать интереснейшие феномены: изменение климата, архитектуры, одежды, жизненных навыков, даже изменения в мировоззрении и религии. Нас не покидает чувство, что никогда больше не будет таких снегов, ветров, наводнений, какие засвидетельствовало наивное искусство. Может быть и потому, что изменилась климатическая картина планеты - человек стремится подчинить себе природу вместо сотрудничества с ней, некоторые радости навсегда стёрты, и новым поколениям их уже никогда не придется испытать. Были это своего рода "события посвящения", проявляющиеся либо в первом спуске по реке в деревянном челноке, или же в маленьких привилегиях для только что посватавшихся сыновей - поездка в элегантных санях с разноцветными одеялами и украшенной мелкими колокольчиками лошадиной упряжкой (как когда-то празднично отправлялись в соседнюю деревню за невестой или на воскресное богослужение). Костры на Ивана Купала, ряженые, колядки и неотъемлемый атрибут празднования рождества - звезда на шесте, обряд прощения и ярмарка скота - все эти события с уменьшающимся числом участников.уходят на второй план.
     Практически невозможно представить себе, чтобы Веченай написал сегодня некоторые из своих антологических, парадигматических картин, как например „Петушиная драка" (1983), "Возвращение из школы" (1983) и ряд других подобных сцен, потому что его опора в действительности ускользнула, и лишь сравнительно небольшое число наблюдателей нашло бы в них точку идентификации. Сегодня эти картины восхищают своим колоритом, свободой композиции, чудесными остроумными интерполяциями, начиная от старых олеографий до брабантской школы, которая сильно повлияла на живопись верхнехорватского пространства."



Петушиная драка. масло/стекло. 1983 г.



Петух на столе. масло/стекло. 1983 г.



Возвращение из школы. масло/стекло. 550х600 мм. 1983 г.



Ловля рыбы. масло/стекло. 400х450 мм. 1984 г.



Петух с цветами. масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г.



Автопортрет. масло/стекло. 330х300 мм. 1984 г.



     "...Особого внимания заслуживают и его автопортреты, созданные в разные периоды, но всегда с неким посланием о внутреннем состоянии , развитым личным восприятием собственного места и роли в мире и во времени. Так в "Автопортрете" 1984 года, художник видит себя зрелым, серьёзным мужчиной с ореолом поседевших волос с фиолетовым оттенком, в белой рубашке (символ покорности судьбе, примирения с жизненными обстоятельствами) и с необычайно яркой пурпурно-фиолетовой заплатой на плече (символом самопожертвования, скорби, возможно "потерянной руки", которая была бы ему нужна как поддержка и помощь). На груди — букетик из полевых цветов с четырехлистным клевером, как своего рода утешение - в гармонии природы находит он равновесие и умиротворённость, утерянные среди жизненных волнений и невзгод. Кроме того, на фоне типичного подравского ландшафта виднеется стая белых гусей, которые согласно верованиям в Египте и Китае считались вещими птицами, "глашатаями между Небом и Землей". И снова мы находим склонность к трансценденции, соприкосновение светского и сакрального (сочетание чувства страха и восхищения, возникающее у людей при встрече с чем-либо таинственным и возвышенным)."



Рыбак. масло/стекло. 600х550 мм. 1984 г.



Бабочки. масло/стекло. 1100х1000 мм. 1987 г.



Петух. масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г.



Цветы. масло/стекло. 540х460 мм. 1988 г.



Человек и петух. масло/стекло. 1000х850 мм. 1989 г.



Птицы. масло/стекло. 700х800 мм. 1990 г.


     "...Веченай довольно скоро заметил расхождения между вынужденными "социальными" и реально меняющимися социальными и экономическими возможностями, открыл «лирическую заводь", в которой отразилась роскошь деревенских садов с благоуханием древних соцветий драголюба, бархатцев и поздних хризантем, на фоне пролетающих по небу бесконечных косяков птиц оповещающих о приходе осени и бурь, расквашенных канав и борозд по берегам Дравы. Несколько квакшей (древесниц) на листе лилии, расцветшая ветка и глиняный кувшин;  зимние деревья подобные белым монахам, и струящийся к небу розовый дым из крытых соломой изб - этого оказалось достаточно, чтобы возродилась и открылась красочная панорама, заструились картины, и всех нас опоила и наводнила свежесть его восприятия и сияющая яркость красок."



Зима. масло/лесонит. 850х1000 мм. 1990 г.



Петух. масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г.



Сирень. масло/стекло. 580х540 мм. 1990 г.



Белый олень. масло/стекло. 570х610 мм. 1990 г.



Рождество. масло/лесонит. 400х420 мм. 1991 г.



Зимний пейзаж. масло/стекло. 700х800 мм. 1994 г.



Петух. масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г.



       Автор текста - Божица Елушич (Božica Jelušić) писательница и журналистка, перевод с хорв. Наталья Кладич (Natalija Kladić).



Комментариев нет:

Отправить комментарий