Человек с трубкой. масло/стекло. 570х540 мм. 1961 г. |
"...Итак, мы говорим о расширении тематических масштабов, многослойности и углублении личной символики. Например, особого внимания достойно Веченаевское изображение флоры — всех этих растений, деревьев, кустов, перелесков, полевых цветов в букете и в сложном, полном фантазии оформлении; тростнике, лилии, раките; растениях, держащихся за землю или живущих в воде, которые, в лице нашего славного художника нашли истинного певца, чьи глаза, как сказал бы Фернандо Песоа, " природы полны всегда".
Именно так, как мастера барокко в своей резьбе изображали переплёты, витиеватые орнаменты, лист плюща или цветок клематиса, так и Веченай, использует все это окружающее великолепие, чтобы придать картине своеобразную животворящую силу и живость, ритмичность, мерцательность, некую точку разыгранного колористического центра, который притягивает наш взгляд именно туда, куда желает художник.
В человеческом существе обитают воистину великие пустыни, и мы стремимся их культивировать, облагораживать, засеивать роскошью и великолепием..."
Одинокое дерево. масло/стекло. 450х400 мм. 1960 г. |
Свадьба. масло/стекло. 400х800 мм. 1960 г. |
Ярмарка в селе. масло/стекло. 480х800 мм. 1960 г. |
Похороны. масло/лесонит. 1960 г. |
Жена мажет глиной пол в хате. масло/холст. 1961 г. |
Процессия. масло/лесонит. 1962 г. |
Груши. масло/стекло. 395х480 мм. 1962 г. |
Ева устала. масло/стекло. 530х640 мм. 1962 г. |
Япа размышляет. масло/стекло. 500х410 м. 1965 г. |
Сирень на столе. масло/стекло. 550х650 мм. 1965 г. |
"...Иногда, желая выразить определённую "тоску по ушедшей молодости", автор прибегает к изображению сломанной ветки сирени или абрикоса, с сотнями еще живых, трепещущих, румяных цветов, подобно воспоминаниям дней, заполненных медовой сладостью любви. Ведь и в средневековой символике ветка представляла "атрибут логики, целомудрия, иногда весеннего обновления». Примечательно, что символизирует она любовь бессмертную, даже тогда, когда она лишена надежды. Поэтому её будет носить на шлеме рыцарь, жених вденет в петлицу, девушка поставит в вазу, чтобы наполнить ароматом комнату, а тоскующие отнесут на могилу кого-то незабвенного. Веточка — это дерево в миниатюре; жертва богам времени, в желании остановить драгоценные мгновения, которые нас возвышали и вдохновляли идеей вечности. Или же, перефразируя Эмили Дикинсон - "Цветок - это праздничное провозглашение Солнцу о воскрешении из могилы Света".
Женщина везет дрова. масло/стекло. 1965 г. |
Затмение солнца. масло/стекло. 300х400 мм. 1966 г. |
Коровы в хлеву. масло/стекло. 335х405 мм. 1967 г. |
Святой. масло/стекло. 1967 г. |
Бег в Египет. масло/стекло. 500х550 мм. 1967 г. |
Незабудки. масло/стекло. 500х470 мм. 1967 г. |
Моисей. масло/стекло. 580х550 мм. 1967 г. |
Тайная вечеря. масло/стекло. 820х1000 мм. 1968 г. |
Петух с книгой. масло/стекло. 800х900 мм. 1968 г. |
Агония. масло/стекло. 900х800 мм. 1969 г. |
Мальчик с цветком. масло/стекло. 1969 г. |
Автор текста - Божица Елушич (Božica Jelušić) писательница и журналистка, перевод с хорв. Наталья Кладич (Natalija Kladić).
На фотографии (слева направо):
Божица Елушич, Иван Веченай, Игорь Зидич, Божидар Петарч, во втором ряду справа - Тонко Мароевич.
Читать далее... Read more...
Веченай Иван. Творчество. 1970-е. Vecenaj Ivan. Work. 1970s.
Комментариев нет:
Отправить комментарий