воскресенье, 13 января 2013 г.

ИВАН ВЕЧЕНАЙ - ТИШЛЯРОВ. ТВОРЧЕСТВО. 1970-е.



Сизый петух на красной драпировке. масло/стекло. 900х850 мм. 1976 г.
   

     "...И только когда пропоет петух, тот сине-серый, из 1976 года, названный "Сизый петух на красной драпировке", с обвислой зобастой шеей, грабительским острым клювом, когтями хищника и крыльями подобно мифическому Фениксу - произойдут важные изменения, вспыхнут красочные пожары, откровения Благовещения и Возвещения, и вся "планета Веченай" начнет вращаться по своей орбите, независимо от всего происходящего по "стеклянно-художественному" соседству, в Хлебине, Молве, Клоштаре, Копривнице, и все дальше, до самого Загорья, Пригорья и Далмации, там где привились корни наива.
     Пробужденный и бодрствующий петух обозначит и Веченаевское пробуждение к метафизическому, другому, своеобразному, метафоричному. Старый Свет все еще стоит на заднем плане - кладбище с покосившимися деревянными крестами, покрытые соломой крыши домов, крестьяне, в поисках рыбы топором  разбивающие лед...Но оттуда уже двинулся целый ряд важных, гедонистических, оперстненных, увенчанных, украшенных цветами петухов, которые определенным образом сопровождают и синтезируют целую историю человечества - возникновение аграрной цивилизации, войны, истребление, медицину, алхимию, магию и религию. В каждом из этих сегментов существования, петух играет некую символическую роль, которая связана с его пятью добродетелями: гордость, решимость борца, храбрость, доброта и верность. Кроме того, на рубеже миров, петух является психопомпом - проводником душ в мир иной. Анализируя все творчество Веченая, важно отметить, что петух для него действительно ключевая тема, от которой лучисто расходится и остальная символическая шкала, позднее охватывающая и пророческих орлов и маленьких ласточек..."



Печальная птица. масло/стекло. 1150х900 мм. 1970 г.
Картина находится в Собрании музеев Ватикана.


Рождество. масло/стекло. 900х1100 мм. 10970 г.



Убитый олень. масло/стекло. 50х650 мм. 1971 г.



Паление свиньи. масло/стекло. 810х850 мм. 1971 г.



Петух на подсолнечнике. масло/стекло. 500х600 мм. 1971 г.



Ярмарка слуг на Св.Георгия. масло/стекло. 1971-72 гг.



Петух зовет к обеду. масло/стекло. 850х1000 мм. 1972 г.



Иоанн Богослов. масло/стекло. 550х450 мм. 1972 г.



Моисей на Красном море. масло/стекло. 1000х1200 мм. 1973 г.



Святой Франьо. масо/стекло. 700х650 мм. 1973 г.



Мой отец. масло/стекло. 730х640 мм. 1973 г.



Моя супруга. масло/стекло. 850х800 мм. 1974 г.



Невинное дитя. масло/стекло. 1000х970 мм.1974 г.



Цветы. масло/стекло. 1100х1000 мм. 1975 г.



Наше будущее. масло/стекло. 1300х1100 мм. 1975 г.



Распятый Иисус. масло/стекло. 1300х1100 мм. 1975 г.



     "...Деревья эти, очевидно одушевленные, гармонично вписываются в пейзаж, формируя подобно солдатам правильные ряды; группируясь как собрание мудрецов в чистом поле; прислоняются к домам и лачугам, подпирают церковную колокольню, взбираются вверх по холму и мечутся по краю водоема, замерзая холодной зимой или свидетельствуя таинственному собранию некой косматой лесной дружины, которая подвигнет своими посланиями мир и навечно перевернет и взбудоражит его летаргию. В финальной, драматической и торжественной версии, ствол превращается в "Древо Жизни", выступая непосредственно как Крест Христов, на котором мучается прибитое гвоздями или привязанное веревками кровоточащее тело, а вся окружающая среда принимает ужасное клеймо страдания, предшествующее миссии спасения."




Рождество. масло/стекло. 1976 г.



Игры с жуками. масло/стекло.  1100х900 мм. 1977 г.



Фиолетовый петух. масло/стекло. 1977 г.



Триптих. Рождение. Смерть. Воскресение. масло/стекло. 1300х1620 мм. 1977 г.

Голгофа. масло/стекло. 1300х1100 мм. 1977 г.


     "...Культивирование пустыни, напомним, остановится в тот момент, когда откроются страницы Апокалипсиса, и четыре страшных всадника из Откровения Иоанна Богослова будут снова скакать над опустошённой Землей, в тучах, в отблесках молний и громовых раскатах, под ударами дождя и ледяных метелей, среди разбушевавшейся непогоды и всеобщего разрушения. Бесплодная земля, пустынные сердца и легкомысленный человеческий рассудок разрушат защитное «поле Земли» (Т. Де Шарден), позволив силам тьмы и раздора праздновать триумф в своем неистовстве. Конечно, такое предупреждение есть некий вид пророчества с целью встряхнуть уснувшее сознание и посредством искусства принять обещающие улучшение и возрождение послания, к которым народное искусство особенно склонно, от средневековых проповедей и до сего времени."



Четыре всадника Апокалипсиса. масло/стекло. 1200х1000 мм. 1978 г.



      Автор текста - Божица Елушич ( Božica Jelušić)  писательница и журналистка, перевод с хорв. Наталья Кладич (Natalija Kladić).


     Читать далее...   Read more...
      Веченай Иван. Творчество. 1980-90 гг. Vecenaj Ivan. Work.1980-90s







Комментариев нет:

Отправить комментарий