|
Автопортрет на фоне Хлебине. пастель/лесонит. 620х480 мм. 1955 г. |
Tekst na hrvatskom jeziku, na kraju publikacije.
Сегодняшний материал - о жизни и творчестве одного из основоположников хорватского наива, второго ученика К.Хегедушича и так называемой "хлебинской" школы, Франьо Мраза (
Franjo Mraz).
Человек сложной судьбы. Творческой, в первую очередь. Его имя всегда упоминается в контексте истории возникновения наивного искусства, но его работы редко встречаются в каталогах и групповых выставках.
Я предлагаю свой вариант перевода статьи известного хорватского историка искусства и художественного критика Марьяна Шполяра (Marijan Spoljar) "Между искусством и идеологией", посвященной 100-летию Ф.Мраза и опубликованной в журнале "KOLO" в 2010 году.
Материал достаточно объемный, но, я думаю, он будет интересен тем, кто действительно серьезно увлекается хорватским наивным искусством.
Сегодня исполняется 30 лет со дня смерти художника. Так случайно получилось, я не подгадывал специально к этой дате, но ей и посвящаю эту публикацию.
Франьо Мраз родился в Хлебине 4 апреля 1910 года в бедной крестьянской семье. Рано потерял отца, он погиб в Первой мировой войне в 1914 году. После завершения пяти классов начальной школы он стал, как писал в дальнейшем, "работником сельского хозяйства от сохи и мотыги". Увлекся рисованием. "Трудно сказать, было ли это как подражание, или как некий мой художественный инстинкт" - говорил он. Летом 1930 года с ним и
Иваном Генераличем начал заниматься
Крсто Хегедушич желающий "показать, что художественный талант не связан с происхождением и не является привилегией какого-то одного класса".
Мраз участвует как гость в одной выставке "Земли" в 1931 году. Будучи вовлеченным в политику еще до войны, в 1942 году он ушел в партизаны, и стал активным членом, советником в крупнейших антифашистских организациях. Явился одним из инициаторов созыва съезда работников культуры Хорватии в 1944 году. Во время войны его художественная деятельность была сведена к минимуму. После войны Мраз жил в Загребе, с 1950 года - в Белграде, где устроился на работу в Военный музей, а в 1955 году принял решение стать профессиональным художником. Вначале, в реалистичной манере изображал в картинах свои воспоминания о войне, а в 60-е годы вернулся к тематике и формам наива, но "без непосредственности и характерного обаяния наивного образа". Он умер в Брежице (Словения) 26 октября 1981 года на пути к открытию своей выставки в Швейцарии.
|
После работы.
|
|
Ярмарка. |
О некоторых выставках, на которых при жизни и после смерти Ф.Мраза экспонировались его работы, следует упомянуть особо. Это III выставка "Земли" (1931), Первая выставка Хорватских крестьянских художников в Загребе (1936), выставка на открытии Галереи крестьянского искусства (ныне Музей наивного искусства Хорватии) в Загребе (1952), III Биеннале в Сан-Паулу (1955), выставка примитивных художников Югославии в Дубровнике, большие выставки в Ленинграде и Москве (1962), Вене (1963), Дортмунде (1963), Гамбурге (1964), Триеннале в Братиславе (1966, 1969). Из групповых выставок в Хорватии следует упомянуть "Между двумя войнами" в Загребе (1979), "Хлебинский круг/50 лет наивного искусства" в Хлебине, Загребе (1981), "Искусство Хлебинской школы" в Загребе (2006), а из персональных, выставки в Брюсселе (1964), Стокгольме (1966), Париже (1967) и Женеве (1972).
Вне "энциклопедической заметки", вероятно возникнут и другие вопросы, не только с точки зрения "любопытства" СМИ, но и связанные с разрешением загадок более широкого психо-социального и психо-идеологического характера - важные для понимания характера работ Ф.Мраза и достоверности отдельных моментов его биографии...Это все неоднократно обсуждалось, но всегда имело спорные выводы. Вопросы, связанные с генезисом, особенно с характером и продолжительностью педагогической практики К.Хегедушича, роли Мраза в организации Первой совместной выставки крестьянских художников в 1936 году. Причины - и внешние, как то личная неприязнь, и внутренние, как то творческие амбиции - внезапного отъезда в Белград в 1950 году, и его последующее возвращение в живописи к тематическим и морфологическим источникам. Начнем по порядку.
|
Ф.Мраз и И.Генералич. 1935 г. |
Во-первых, об отношениях Хегедушич - Мраз - Генералич: обучая их основам техники, ориентируя их, чтобы рисовали то, что видят вокруг себя, Хегедушич призывал их найти свои собственные художественные и творческие секреты, инфицируя их, более косвенно, через свои картины нежели какими-то педагогическими императивами, задачами, идеями и теориями. Инициирование разрыва не было особенно болезненным или театральным, но Мраз всегда носил в себе этот груз - хотя и не адресованной, неявной, но вины. Историки эту "вину" интерпретировали так, искусствоведы эдак (а нашлось бы место и для психоаналитической интерпретации), но ближе всего к истине то, что отдаление Мраза от Хегедушича нужно рассматривать как результат взаимных намерений.
Оправдание разрыва для себя Хегедушич нашел еще в решении "земельского" жюри, которое уже на IV выставку "Земли" в 1932 году не приняло работы Мраза - из-за "низкого качества" (а что же тогда с Генераличевыми, такими же неуклюжими, "детскими" работами?). Мраз свое оправдание видит в жизненных обстоятельствах (призывается в армию в апреле 1931 года, и после возвращения, в основном, контактирует с учителем и художником Петром Франьичем (Petar Franjic). Если коротко - один другому ничего не должен. Крсто Хегедушич уже имел одного ученика, к тому же моложе Мраза, которым, так по крайней мере казалось вначале, можно было легко управлять и эмпирически сопровождать его в своем "эксперименте", в то время как Мраз был независим, достаточно организован и легко обходился без наставника.
С Петром Франьичем, Мраза связывали несколько лет сотрудничества: несмотря на то, что он и сам был "земельцем" (по призванию и как приглашаемый участник их выставок) Франьич поддерживал хлебинского крестьянина в том, чтобы его работы были наименее запрограммированы под критическое изображение социальной тематики. Лучшие работы Мраза, в технике темперы и масла из середины 30-х годов, за исключением некоторых, тематически связаны с деревенской средой и едва ли причастны к социальному искусству своего времени; более того, обращение к лирике, свежий колорит и плоское изображение с множеством свободных мазков кистью ближе к "ларпурлартизму" (искусству ради искусства), нежели к "земельским" и даже их собственным идейным - все больше окрашенным идеологией - взглядам на цели и методы искусства. Например Мразов "Пахарь" 1932 года - апофеоз природы и сельской жизни.
|
Прачки возле Тальянова моста. акварель/картон. 440х600 мм. 1932 г. |
|
Сельский дом на Драве. акварель/бумага. 270х440 мм. 1934 г. |
|
Оплакивание. масло/холст. 590х712 мм. 1940 г. |
Франьо Мраз с годами все более и более активно участвует в укреплении "фронта социального искусства". Есть доказательства его участия в организации Первой выставки крестьянских художников в 1936 году в Загребе, и еще больше о его ключевой роли в организации серии выставок хорватских крестьян, художников и писателей в Хорватии и Сербии в конце тридцатых годов.
Не надо забывать, что это время крайней политизации культурных проектов, а зачастую прямое средство их содержания: конкретно в создании Народного фронта, как закамуфлированной формы гомогенизации левой и крестьянско-буржуазной оппозиции. Ничего удивительного в том, что идеологически непримиримые стороны, достаточно прагматично, ради общих целей (защита от диктатуры в стране и наступающего фашизма) пытались сообща найти решения этих задач. Как всегда в таких случаях, каждая из сторон впоследствии интерпретировала свою роль как самую важную и уникальную.
Достижение вершин творчества в 1936 - 1937 годах характеризуется мягкой тональной живописью, в которой свежесть красок, интересные композиции и непосредственность отменяют любые внехудожественные поводы и контексты. Мраз находит свое, небольшое, по своему специфичное место внутри большого пространства национального искусства.
|
Пахота. темпера/стекло.290х390 мм. 1936 г. |
|
Селяне заготавливают лед для города. темпера/стекло. 300х404 мм. 1936 г. |
Все остальное, что будет создано позже, к сожалению ниже той творческой позиции: к временным творческим успехам он придет позже, но останется убежденным и уверенным в том, что эпоха середины 30-х годов произвела не искусство бедных, искусство природной и поэтической силы, наоборот, в последующие годы, во многих следующих этапах будет преобладать теория , что это всего лишь было время репетиций и художественных исканий. Заблуждение было характерно: в попытке "забыть" свой первоначальный настоящий источник вдохновения и основной слог в названии "большого", "академического" стиля, Мраз подавлял и главный генератор своего художественного воображения. Пытаясь, однако, много лет спустя вернуться к утраченной самобытности, из чувства ностальгии, он безуспешно воспроизводил "оригинальность" и "наивность" повествовательно-анекдотического характера, так и не повторив своего творческого успеха.
Это так же не имело значения, а было только попыткой обладать "большими", "академическими" средствами художественной техники и парировать бывших учителей их же оружием, а также причиной идейно-практического характера: Мраз полагал, что миссия "социального искусства" на сторону которой, в конце концов, он встал и идейно, и организационно не могла осуществиться лапидарными средствами и "экспериментами", а лишь "мощными", сильными описаниями всем понятным реалистическим методом.
И здесь Франьо Мраз не просто случайная фигура. Как еще довоенный коммунист, которому в 1941 году удалось бежать из-под ареста, и через год тайно уйти в партизаны, как советник антифашистских организаций (ZAVNOH и AVNOJ) сразу после войны он стал политическим функционером в культуре, с позиции которого он мог бы - не в теории, а в "административной" практике - указывать пути и средства идеологизации искусства. И лишь в начале пятидесятых годов, когда волна демократизации и деинструментализации культуры прокатилась и в его секторе "Отдела изобразительных искусств при Министерстве образования Хорватии", Мраз - непосредственно ничем не спровоцированный - "сбежал" в Белград. Позже это действие оправдывалось "интригами против него" и давлением "волны буржуазного либерализма и национализма в культуре". Честно говоря, по крайней мере с позиции которую он представлял, это было и вполне правдиво. Потому что была другая альтернатива политической инструментализации чем "либерализм" и "национализм" в искусстве - это освобождение от любой прагматизации культуры.
Некоторые из хорватских художников и интеллектуалов того времени эти изменения инициировали, некоторые из них - вспомним Grge Gamulina или Dure Tiljka - пережили необходимый период "отрезвления", а другие - среди них и Мраз - никогда не вышли из заблуждений идеологизированного искусства.
|
Сельский пейзаж. масло/холст. 570х920 мм. 1954 г. |
|
Отряд. масло/стекло. 330х463 мм. 1956 г. |
Если упрямство, упорство и противодействие новым тенденциям помешало многим в партийной и профессиональной карьере, какие же надломы были тогда в творческой деятельности? Мраз тот "кризис" перенес тяжело: целых десять лет он безуспешно пытался найти свой "стиль", основанный на концепции академической живописи с "наивными" воспоминаниями. Его "возвращение к источнику" через рисование на стекле мотивов родного края, за исключением случайных вспышек, напоминающих о его раннем колорите или "земельских" элементах, не принесло ничего нового, с которым бы то "возвращение" помогло преодолеть серьезный многолетний кризис.
Мразово "возвращение" последовало после понимания того, что настаивание на единственном варианте академического реализма (или, как он сам говорил, на живописи "некоторого полуреалистического, полуимпрессионистского видения...") - никуда не ведет. Тем не менее, ни адаптация, ни поиск потерянных связей не были простыми: в моменты творческого кризиса и экзистенциальной неудовлетворенности пострадали многие его картины. Только в начале 60-х годов Мразу удалось стабилизировать свое тематическое и стилистическое выражение, которое характеризуется реалистичными композициями, часто бурлескно и анекдотично, содержит и карикатурные облики персонажей, вначале работая в светлых тонах, а затем во все более темной гамме.
|
На пастбище. масло/стекло. 300х300 мм. 1968 г. |
Хотя эти работы и достигли определенного успеха в выставках за рубежом и приобрели материальную ценность, творческий кризис не прошел мимо. А он от этих кризисов пытался исцелиться и реальным, физическим отдалением от людей: хотя Мраз был совсем не закрытый и не замкнутый человек, он нашел себе изолированную среду в окружении каменных рыбацких домиков на краю Оребича, где в уединенной атмосфере немного "авантюрного туризма" - прожил десять лет в доме без электричества и воды. Искал себя и свои потерянные корни. Не нужно ничего говорить, чтобы понять, что их - так никогда больше и не нашел...
Он умер опечаленным и раздраженным, замкнувшимся в себе, изнуренным личными сомнениями, доказательства которых больше никому не нужны, с болезненным осознанием того, что его живопись (как писал он сам в одной автобиографической статье) "не выдерживает серьезной критики". В то же время вместе с этой неудовлетворенностью была какая-то гордость, скромность и крестьянское терпение в надежде на то, что история сама расставит все по своим местам...
Наконец, что же в художественном плане осталось от Франьо Мраза? Остались акварели из "земельского" периода, не слабее работ Генералича того же времени, осталось несколько антологических, колористически очень свежих работ темперой и маслом на стекле из 1936 года, несколько картин маслом конца тридцатых годов, на которых он учился идти по пути реализма. Его ценные рисунки военного периода, спонтанные и непосредственные наброски о жизни на освобожденных территориях Хорватии, которые после окончания войны послужили шаблонами для менее успешных композиций маслом. К наиву, как мы сказали, он вернулся в конце пятидесятых годов, и продолжал рисовать в этой манере до конца жизни. Но только лишь в "манере"... Хотя и того, что перечислено выше, достаточно, чтобы имя Франьо Мраза было вписано большими буквами в историю хорватского наивного искусства.
|
После похорон. масло/холст. 610х810 мм. 1961 г. |
|
Разговор. масло/стекло. 460х610 мм. 1960-65 гг. |
|
Продавец корзин. масло/холст. 600х730 мм. 1961 г. |
|
Заготовка древесины. масло/холст. 660х510 мм. 1955-60 гг. |
|
Воскресный день. масло/стекло. 540х810 мм. 1970-75 гг. |
|
Уборка кукурузы. масло/стекло. 450х550 мм. 1972-74 гг. |
|
Через село. масло/стекло. 350х500 мм. 1960-65 гг. |
Marijan Špoljar
Između umjetnosti i ideologije
Sto godina od rođenja Franje Mraza (1910.-2010.)