суббота, 24 мая 2014 г.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Дражен Тетец. "Весна в саду".






     Приехав этой весной, в гости к моему другу и замечательному наивному художнику ДРАЖЕНУ ТЕТЕЦУ, я увидел у него на столе эскиз новой работы. Как всегда, поинтересовался, что он собирается изобразить и с удовольствием обсудил с ним детали картины. Я люблю наблюдать весь процесс создания, от замысла до финального просмотра, с выносом картины на воздух, чтобы увидеть всю глубину и игру красок на стекле при естественном освещении. Люблю приезжать и видеть, как продвигается работа, как появляются целиком прописанные фигурки людей, деревья, какие-то отдельные элементы. Как слой за слоем рождается перспектива и глубина, в общем все то, что называется Чудом хорватского наива.
     На картине, эскиз которой я увидел, Дражен собирался изобразить заботы селян при роении пчел, поместив это все в "интерьер" собственного сада и близлежащих окрестностей. Точно так же, в его саду, в это время цвели фруктовые деревья, светилось за околицей поле ярко-желтого рапса. Разумеется, у самого художника также имеются ульи. И вот, уже в процессе написания картины, у Дражена тоже начинают роится пчелы...
     Конечно, я постарался запечатлеть весь этот процесс на фотоаппарат. Как цветет сад, как желтеет поле рапса, как Дражен снимает с яблони вылетевший очередной рой.
     Ведь и правда, все как в жизни. "Хорватия, как картина. Картина, как Хорватия."
     Я всегда говорю, что наивные художники ничего не выдумывают. Ну, может совсем чуть-чуть приукрашивают...)).


















Дражен Тетец. Весна в саду. масло/стекло. 600х700 мм. 2014 г.



Dražen Tetec
samostalni umjetnik - slikar naive
Matije Gupca 88
HR - 48323 Hlebine
Hrvatska
drazen.tetec@inet.hr
www.drazen-tetec.eu





понедельник, 19 мая 2014 г.

Документальный фильм "ХОРВАТИЯ - тайна наивной земли".






     17 мая 2014 года, в Галерее наивного искусства в Хлебине, в рамках Европейской Ночи Музеев, состоялся премьерный показ французского телевизионного фильма "ХОРВАТИЯ - тайна наивной земли" (CROATIE - le mystère des terres naïves). Фильм был снят по заказу французского канала USHUAIA (по содержанию аналогичен National Geographic: путешествия, программы об обычаях и народах) известным режиссером и фотографом Александром Мострас (Alexandre Mostras).






     "Александр Мострас ищет для своего нового документального сериала "ДЕФИСЫ" (Traits d’union), территории, которые являются очень особенными и уникальными. Вполне естественно, он выбрал тему наивного искусства и художественных традиций Подравины.
     Каждый фильм в серии "ДЕФИСЫ" предлагает зрителю познакомиться с новой социальной общностью, чтобы понять ее мировоззрение. Для этого режиссеру нужно вникнуть во все детали, которые способствуют сбережению этих знаний, и узнать этих мужчин и женщин, которые сохраняют это наследие для будущих поколений. Специфика этой коллекции документальных фильмов в правильном выборе персонажей, их истории и их отношениях с природой , в художественном подходе. Образы, взгляд на которые, связан с чувствительностью, поэзией, грезами и таинственностью.






     Фильм "ХОРВАТИЯ - тайна наивной земли" , 52-минутная третья серия "ДЕФИСОВ", после Алжира и Японии, полностью посвящен региону Копривницы. Жители, художники и ремесленники Подравины рассказывают нам, что природа  в искусстве этого региона присутствует всегда и везде : в музыке, в наивном искусстве, в скульптуре, или в традиционном ремесле деревянной игрушки. Наивный художник и мастер деревянной игрушки говорят об особой связи, которая соединяет их со своей землей. Школьный учитель объясняет врожденную склонность учеников к рисованию именно в этой местности. Бабушка говорит со своей внучкой о передаче традиций. Изюминкой документального фильма, является встреча с Мийо Ковачичем, классиком хорватского наивного искусства". ( Découvrez l’art naïf croate en France)



 







     По первым отзывам на показ фильма, можно судить о его несомненном успехе. Некоторые искусствоведы высказали мнение, что это лучший фильм о хорватском наивном искусстве, так как режиссеру удалось показать и раскрыть подлинную взаимосвязь человека и природы, через творчество и народные традиции.














   Я очень рад, что о наивном искусстве в фильме, рассказывают два наиболее авторитетных для меня художника,  дружбой с которыми я очень дорожу - Мийо Ковачич (1935) и Дражен Тетец (1972). Очень символично, что режиссер фильма выбрал именно этих замечательных наивных живописцев, как бы перекинув мостик от поколения к поколению. Это большая дань уважения Мастеру, живому классику мирового и хорватского наива и признание большой самобытности и таланта молодого Хранителя, достойного продолжателя традиции.




     Фильм на хорватском языке. Film "Tajna Zemlje naivaca" na hrvatskom jeziku.







Ссылка на документальный фильм "CROATIE - le mystère des terres naïves" на французском языке на сайте http://www.mostras.net/PAGES/FILMS_DOC_CROATIE.html
пароль password  mostras
Lien vers documentaire "CROATIE - Le Mystère des terres naïves" français en ligne.










понедельник, 24 февраля 2014 г.

ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 4.



Драган Гажи "Петух" масло/стекло 900х900 мм. 1977 г.



   Петух, как яркий и колоритный персонаж Подравского края, широко представлен в творчестве всех последующих поколений Хлебинской школы и всего Хорватского наивного искусства. В 2009 году, в Копривнице и Хлебине, состоялась большая выставка "Возвращение ПЕТУХА", где сразу на трех выставочных площадках было представлено около 130 работ с изображением петуха. В 2011 году, в Галерее наивного искусства Хлебине, компания "Подравка" организовала замечательную, репрезентативную выставку из своего богатого собрания.



Иван Лацкович Кроата "Петух на виселице" масло/стекло. 350х300 мм. 1990 г.



Звонко Сигетич "Петух на плетне" масло/стекло. 1250х1050 мм. 1995 г.



Никола Веченай Лепортинов "Петух на гильотине" масло/стекло. 980х890 мм. 1980 г.



Йосип Генералич "Гуляки и петух" масло/стекло. 350х450 мм. 1999 г.



Дражен Тетец "Возвращение Хлебинского петуха" масло/стекло. 1200х1000 мм. 2008 г.



Милан Генералич "Зимняя полуночная любовь" масло/стекло. 1993 г.



Славко Столник "Встреча" масло/стекло. 1976 г.



Нада Швегович Будай "Петух" масло/стекло. 600х550 мм. 2008 г.



Перо Топляк-Петрина "Черный петух"масло/холст. 700х700 мм. 2009 г.



Мартин Копричанец "Мой петух" масло/стекло. 430х500 мм. 1972 г.



Желько Селеш "Петух" масло/стекло. 450х400 мм.



Мато Тот "Петух на тыкве" масло/стекло. 1999-2000 гг.



Денис Тот "Последняя песня" масло/стекло. 700х600 мм. 2012 г.



Иван Андрашич "Натюрморт с петухом" масло/стекло. 560х620 мм. 2010 г.



Бисерка Златар Милинкович "Сила природы" масло/стекло. 900х1050 мм. 1998 г.



Степан Понграц "Петушиная драка" масло/стекло. 400х500 мм. 2005 г.



Йосип Грегурич "Утро" масло/стекло. 1100х1000 мм. 1987 г.



Звонко Сигетич "Удивительная история" масло/стекло. 800х600 мм. 1992 г.



     И в итоге, я думаю всем будет интересно узнать, как звучит крик петуха на разных языках мира:

Albanian kikirikiki
Arabic kookookoo-koo
Armenian ծու-ղրու-ղու (tsu-ghru-ghu)
Bulgarian кукуригу (kukurigu)
Catalan Co-co-ro-co
Chinese goh-geh-goh-goh
Croatian ku-ku-ri-ku
Czech kykyriký
Danish kykeliky
Dutch kukeleku
English cock-a-doodle-do
Esperanto kokeriko
Estonian kukeleegu or kikerikii
Faroese kakkulárakó
Filipino Tik-ti-la-ok
Finnish kukkokiekuu
French cocorico
German kikeriki
Greek kikiriku
Gujarati kuk-de-kuk
Hebrew ku-ku-ri-ku
Hindustani kuk-roo-koon or kuk-roo-kroon
Hungarian kukurikú
Icelandic gaggalagó
Indonesian kukuruyuk
Italian chicchirichì
Japanese ko-ke kokkoh
Korean k'ok'iyo
Lithuanian ka-ka-rie-ku
Latvian ki-ke-ri-gū
Maltese ku-ku-ri-ku
Norwegian kykkeliky
Nepali ku-khuri-kan
Persian ququliqu
Polish kukuryku
Portuguese Có có ró có
Romanian cucurigu
Russian ку-ка-ре-ку (ku-ka-rye-ku)
Sanskrit काक (kāka)
Serbian ku-ku-ri-ku
Slovak kikirikí
Slovene kikiriki
Spanish quiquiriquí (kikirikí)
Swahili KokoRikoo koo
Swedish kuckeliku
Telugu ko-ka-ra-koo
Tamil ko-ka-ra-ko
Malayalam ko-ka-ra-ko-ko
Thai eh-ee-eh-eh
Turkish üü-ürü-üüü
Urdu kuk roo kroon
Vietnamese ò-ó-o-o.

P.S. Владимир Пригожин на основе материала "ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве", сделал небольшой видеоклип, который я с удовольствием вам представляю:
(http://www.youtube.com/watch?v=2pcGjpRrDJo)








суббота, 22 февраля 2014 г.

ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 3.



Иван Веченай "Человек и петух" масло/стекло. 1000х850 мм. 1985 г.


   Петух и его образ, занимали особое место в творчестве классиков Хлебинской школы. Иван Веченай, также, как и Иван Генералич, написал множество работ с изображением петуха.

"...И только когда пропоет петух, тот сине-серый, из 1976 года, названный "Сизый петух на красной драпировке", с обвислой зобастой шеей, грабительским острым клювом, когтями хищника и крыльями подобно мифическому Фениксу - произойдут важные изменения, вспыхнут красочные пожары, откровения Благовещения и Возвещения, и вся "планета Веченай" начнет вращаться по своей орбите, независимо от всего происходящего по "стеклянно-художественному" соседству, в Хлебине, Молве, Клоштаре, Копривнице, и все дальше, до самого Загорья, Пригорья и Далмации, там где привились корни наива.
   Пробужденный и бодрствующий петух обозначит и Веченаевское пробуждение к метафизическому, другому, своеобразному, метафоричному. Старый Свет все еще стоит на заднем плане - кладбище с покосившимися деревянными крестами, покрытые соломой крыши домов, крестьяне, в поисках рыбы топором  разбивающие лед...Но оттуда уже двинулся целый ряд важных, гедонистических, оперстненных, увенчанных, украшенных цветами петухов, которые определенным образом сопровождают и синтезируют целую историю человечества - возникновение аграрной цивилизации, войны, истребление, медицину, алхимию, магию и религию. В каждом из этих сегментов существования, петух играет некую символическую роль, которая связана с его пятью добродетелями: гордость, решимость борца, храбрость, доброта и верность. Кроме того, на рубеже миров, петух является психопомпом - проводником душ в мир иной. Анализируя все творчество Веченая, важно отметить, что петух для него действительно ключевая тема, от которой лучисто расходится и остальная символическая шкала, позднее охватывающая и пророческих орлов и маленьких ласточек..."
   (Божица Елушич. Božica Jelušić. Пять пальцев Веченая.)



Иван Веченай "Сизый петух на красной драпировке" масло/стекло. 900х850 мм. 1976 г.



Иван Веченай "Петух на столе" масло/стекло. 1983 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г.



Иван Веченай "Петух над пропастью" масло/стекло. 790х900 мм. 1961 г.



Иван Веченай "Петушиная драка" масло/стекло. 1983 г.



Иван Веченай "Петух с цветами" масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г.



Иван Веченай "Фиолетовый петух" масло/стекло. 980х880 мм. 1977 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г.



Иван Веченай "Петух зовет к обеду" масло/стекло. 850х1000 мм. 1972 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г.



   Петух часто присутствует на картинах Мийо Ковачича, великого Мастера из Горней Шумы, причем довольно интересны его изображения, как некой аллегорической птицы, больше похожей на стервятника, но со всеми признаками петуха. В основном он присутствует там, где показана метафизическая тема жизни и смерти.



Мийо Ковачич "Мертвец" масло/стекло. 1969 г.



Мийо Ковачич "Большое дерево" масло/стекло. 1966 г.



Мийо Ковачич "Петух на ветке" масло/стекло. 1000х700 мм. 1999 г.



Мийо Ковачич "Петух" масло/стекло. 1080х1340 мм. 1980 г.