суббота, 22 февраля 2014 г.

ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 3.



Иван Веченай "Человек и петух" масло/стекло. 1000х850 мм. 1985 г.


   Петух и его образ, занимали особое место в творчестве классиков Хлебинской школы. Иван Веченай, также, как и Иван Генералич, написал множество работ с изображением петуха.

"...И только когда пропоет петух, тот сине-серый, из 1976 года, названный "Сизый петух на красной драпировке", с обвислой зобастой шеей, грабительским острым клювом, когтями хищника и крыльями подобно мифическому Фениксу - произойдут важные изменения, вспыхнут красочные пожары, откровения Благовещения и Возвещения, и вся "планета Веченай" начнет вращаться по своей орбите, независимо от всего происходящего по "стеклянно-художественному" соседству, в Хлебине, Молве, Клоштаре, Копривнице, и все дальше, до самого Загорья, Пригорья и Далмации, там где привились корни наива.
   Пробужденный и бодрствующий петух обозначит и Веченаевское пробуждение к метафизическому, другому, своеобразному, метафоричному. Старый Свет все еще стоит на заднем плане - кладбище с покосившимися деревянными крестами, покрытые соломой крыши домов, крестьяне, в поисках рыбы топором  разбивающие лед...Но оттуда уже двинулся целый ряд важных, гедонистических, оперстненных, увенчанных, украшенных цветами петухов, которые определенным образом сопровождают и синтезируют целую историю человечества - возникновение аграрной цивилизации, войны, истребление, медицину, алхимию, магию и религию. В каждом из этих сегментов существования, петух играет некую символическую роль, которая связана с его пятью добродетелями: гордость, решимость борца, храбрость, доброта и верность. Кроме того, на рубеже миров, петух является психопомпом - проводником душ в мир иной. Анализируя все творчество Веченая, важно отметить, что петух для него действительно ключевая тема, от которой лучисто расходится и остальная символическая шкала, позднее охватывающая и пророческих орлов и маленьких ласточек..."
   (Божица Елушич. Božica Jelušić. Пять пальцев Веченая.)



Иван Веченай "Сизый петух на красной драпировке" масло/стекло. 900х850 мм. 1976 г.



Иван Веченай "Петух на столе" масло/стекло. 1983 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г.



Иван Веченай "Петух над пропастью" масло/стекло. 790х900 мм. 1961 г.



Иван Веченай "Петушиная драка" масло/стекло. 1983 г.



Иван Веченай "Петух с цветами" масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г.



Иван Веченай "Фиолетовый петух" масло/стекло. 980х880 мм. 1977 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г.



Иван Веченай "Петух зовет к обеду" масло/стекло. 850х1000 мм. 1972 г.



Иван Веченай "Петух" масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г.



   Петух часто присутствует на картинах Мийо Ковачича, великого Мастера из Горней Шумы, причем довольно интересны его изображения, как некой аллегорической птицы, больше похожей на стервятника, но со всеми признаками петуха. В основном он присутствует там, где показана метафизическая тема жизни и смерти.



Мийо Ковачич "Мертвец" масло/стекло. 1969 г.



Мийо Ковачич "Большое дерево" масло/стекло. 1966 г.



Мийо Ковачич "Петух на ветке" масло/стекло. 1000х700 мм. 1999 г.



Мийо Ковачич "Петух" масло/стекло. 1080х1340 мм. 1980 г.




     

Комментариев нет:

Отправить комментарий