четверг, 28 августа 2014 г.

"Великаны хорватского наива". Выставка в г.Добринь, Крк, Хорватия.





     5 июля 2014 года в галерее INFELD, в маленьком живописном городке Добринь, что на острове Крк, была открыта замечательная выставка "Великаны хорватского наива".
     Я узнал об этой выставке еще ранней весной, когда часть работ экспонировалась в Хальбтурне (Австрия), и даже собирался посетить ее, но спасибо моему хорошему знакомому, директору Музея Скурьени, профессору Марио Ленковичу, который к тому времени уже располагал информацией о том, что выставку в наиболее полном формате привезут этим летом на Крк.
     К моему большому удовольствию, выставка действительно приехала в Хорватию, и мне удалось в период очередного короткого пребывания там, ее посетить.


Петер Инфелд


     Петер Инфелд Peter Infeld (1942-2009) известный австрийский предприниматель, меценат и коллекционер. С 1994 года, после смерти своей матери, руководил старейшим венским предприятием по производству канифоли и струн Thomastik-Infeld, продукция которого широко известна во всем мире, и ко всему прочему, сам был музыкантом и продюссером. На протяжении более 40 лет, Инфелд очень серьезно занимался коллекционированием предметов искусства, в основном живописи. Его собрание насчитывает более 14000 работ.


Петер Инфелд, Мийо Ковачич и Маргарет Инфелд.


     В 1965 году, вместе со своей матерью Маргарет, он впервые посетил село Хлебине и приобрел несколько понравившихся работ местных наивных художников. Так начались долгое сотрудничество и крепкая дружба семьи Инфелд со многими выдающимися мастерами хорватского наива. В итоге, на сегодняшний день, коллекция хорватского наивного искусства в собрании Инфелд насчитывает свыше 2000 работ, и является самой репрезентативной и богатой по количеству и качеству работ в Австрии.


   "Эту монографию о моем друге Мийо Ковачиче, я посвящаю своей матери Маргарет. Она с самых ранних лет привила мне чувство любви к искусству. И для моей матери и для меня, Подравина, как пейзаж и как место встречи с ее художниками, представляет собой определенный "закат", умиротворение в нашей разнородной коллекционерской деятельности. Там мы всегда были лицом к лицу с событиями прошлого, сегодняшнего и будущего, и особым образом, знакомство с этим краем украсило и обогатило "предвечернюю" пору жизни моей матери." Так написал Петер Инфелд в предисловии к великолепной монографии своего друга Мийо Ковачича, которую он издал в Вене в 1999 году.




Мийо Ковачич и Петер Инфелд.



   Покупка, дальнейшая реставрация двух старых домов в городке Добринь, для обустройства там 3-х этажной фамильной галереи INFELD, явилось продолжением любви Инфелда к этой стране, ее людям, ее искусству. В итоге, в маленьком, малоизвестном местечке появился очень притягательный туристический объект - галерея INFELD, с ежегодными замечательными выставками (функционирующая по понятным причинам в летний период), которые посещают большое количество гостей. Например, выставку графики Хундертвассера в 2005 году, посетило свыше 11000 человек. Что немаловажно, посещения выставок являются бесплатными.




     Выставка "Великаны хорватского наива" приурочена к вступлению Хорватии в Европейский Союз. На выставке представлено 160 работ известных хорватских художников: Иван Генералич, Крсто Хегедушич, Франьо Мраз, Мирко Вириус, Драган Гажи, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Иван Лацкович, Иван Рабузин, Матиа Скурьени, Славко Столник, Евген Буктеница, Франьо Клопотан.
Вот лишь некоторые из выставленных работ:


Иван Генералич.


Крсто Хегедушич.



Франьо Мраз.



Мирко Вириус.



Драган Гажи.



Иван Веченай.



Мийо Ковачич.



Иван Лацкович.



Иван Рабузин.



Славко Столник.



Матиа Скурьени.


     Безусловно, это наиболее интересная и представительная выставка хорватского наивного искусства за последнее десятилетие. Мне крайне интересно было увидеть такое большое количество работ Славко Столника. По числу и качеству картин этого художника, собрание Инфелда, мне кажется, не имеет себе равных. Это УНИКАЛЬНО!


















     Очень хорошо представлены Иван Генералич, Лацкович, Гажи, Веченай, Клопотан, Рабузин. Оригинальными и, думаю, очень ценными с собирательской точки зрения работами, представлен Матиа Скурьени. Есть прекрасные образцы графики. К сожалению, мало, не "масштабно" представлен Мийо Ковачич, а я знаю, в том числе из разговоров с самим мастером, что в коллекции Инфелда находится много его работ, в том числе широко известных, большого формата (я предположил, что имеет место проблема с транспортировкой). На вопрос, почему так мало представлен Ковачич, сотрудник музея ответил мне, что дело не в транспортировке, а в отсутствии, к сожалению, технических возможностей развески больших и очень тяжелых картин (СТЕКЛО, вес некоторых работ доходит до 100 кг) конкретно в этой галерее. Этим обусловлен и отбор картин для данной выставки, в основном работы малого и среднего форматов. Огорчило и отсутствие каталога, ведь событие и вправду незаурядное. Правда, всем желающим могут подарить плакат выставки, и еще можно набрать открыток с репродукциями картин Рабузина.


















     В любом случае, выставка уникальная и запоминающаяся. Я очень рад, что мне удалось познакомиться с этой галереей, с этим замечательным местом, и еще раз прикоснуться к настоящему Чуду хорватского Наива!
     Для всех желающих посетить, напоминаю, выставка продлится еще один месяц, до 29 сентября.
   


 
Galerija INFELD
Dobrinj, otok Krk, Hrvatska.

Время работы галереи:
   каждый день с 11 до 14 часов
                     и с 17 до 21 часа

   http://www.infeld.at/












понедельник, 21 июля 2014 г.

ИВАН РАБУЗИН (1921 - 2008)






     Иван Рабузин Ivan Rabuzin, классик современного хорватского искусства и мирового наива, один из самых лиричных художников XX столетия и настоящий мастер новых образов в период формирования абстрактных течений.
     Иван Рабузин родился 27 марта 1921 года в селе Ключ (община Novi Marof), в Хорватском загорье. Закончил начальную школу в селе Реметинце, и далее обучался столярному ремеслу в Загребе и Земуне. В 1947 году выучился на мастера, завершив соответствующие курсы в ремесленной школе, в Загребе. Тогда же, вечерами, стал посещать уроки рисования. С 1950 по 1963 год, работал на столярном предприятии, сначала мастером-столяром, затем управляющим делами и техническим директором, в дальнейшем руководителем предприятия. В 1963 году становится профессиональным художником.



Семейные фотографии И.Рабузина. 1940-1970 гг.


     Будучи самоучкой - его первые сохранившиеся рисунки датируются 1944 годом, а первые картины - 1945, в академически-реалистичной манере, с последующим увлечением течениями постимпрессионизма - Рабузин, после продолжительного времени занятий живописью, в 1959 году находит свою специфичную тему (лирика МЕСТА), оригинальные формы и цвет, собственный стиль, и, прежде всего, свою личную поэтику. Самое простое, самое лаконичное и самое совершенное изобразительное решение, Рабузин находит в отдельных круглых цветовых точках (шариках) относительно такой формы, как круг. Точка (шарик) и круг, его знаки абсолютного, символы целостности.



Мождженский лес. масло/холст. 44х63 см. 1959 г.



Древний лес II. масло/холст 70х116 см. 1960 г.


     Первой же самостоятельной выставкой в Галерее примитивного искусства в Загребе (ныне Музей наивного искусства Хорватии) в 1960 году, художник переходит из примитивизма в актуальный тренд наива, а в 1961 году, когда авангардная группа Gorgona организует ему персональную выставку в своем помещении, Иван Рабузин становится полноправным участником современного актуального искусства. В 1963 году, после самостоятельной выставки в Галерее "Мона Лиза", в Париже, началось успешное "проникновение" его творчества на европейские, а в дальнейшем и на мировые, просторы.


Папа Павел VI и супруги Рабузин. Рим 1970 г.


Английская принцесса Маргарет и Иван Рабузин. Загреб 1970 г.


Президент Италии Джузеппе Сарагат и Иван Рабузин. Рим 1970 г.


     Рабузин создает четкое видение гармоничной вселенной и жизни: чистым, абсолютным пейзажем, он предполагает какой бы вселенная должна быть, говорит о жизни, в которой живет Красота, а в духовном смысле - Гармония, которая рождает Счастье. Это очень оптимистическое искусство. Нет у него драматичного конфликта Света и Тьмы, Дня и Ночи, нет борьбы Добра и Зла, все ярко и светло, повсюду правит Добро, преобладает Радость, Надежда, Вера, Любовь. Это картины вечного полдня с пьянящим запахом цветов, где все наполнено спокойствием. Вследствие всего этого, Рабузин настоящий алхимик, маг и чародей, который обычную повседневность превращал в драгоценность.


Большое облако. масло/холст 81х116 см. 1966 г.



Красная зима. масло/холст 73х92 см. 1966 г.



Поле в холмах. масло/холст 70х100 см. 1968 г.



     Уже с начала 60-х годов, Рабузин известен как очень своеобразный художник. Из его важнейших успехов следует особо отметить: многочисленную положительную критику персональных выставок во Франции в периоде 1963-1965 гг.; Grand Prix в Братиславе на большой международной выставке 2. trienale insitneho umenia 1969 г.; высокую оценку на выставке I Grandi Naifs Jugoslavi в Palazzo Braschi в Риме 1970 г.; Первую награду на международной выставке Naivni '70 в Загребе 1970 г.; большую ретроспективную выставку в Братиславе (в рамках 3. trienale insitneho umenia) 1972 г.; Ретроспективу в Музее искусства и ремесел в Загребе 1973 г.( в рамках международной выставки Naivni '73); Grand Premio d'Onore на выставке I Naifs в Лугано 1973 г.; награду Medlja Slave Raskaj на Bijenalu akvarela Jugoslavije в Карловце 1979 г.; большую ретроспективу в Новом Марофе 1986 г.; передвижную выставку по городам Японии в 1987-1988 гг.; ретроспективную выставку по поводу своего 70-летия в Загребе 1990 г.; участие в большой выставке The Fantastical World of Croatian Naive Art в С.Петербурге (Флорида, США).



     В целом, было организовано свыше 100 персональных выставок Ивана Рабузина, его участие в групповых выставках исчисляется многими сотнями. Имя художника вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art). Также, надо отметить большую разносторонность его творчества - Рабузин работал с фарфором (совместно с немецким предприятием Rosenthal), занимался гобеленами, по его эскизам и под его руководством был изготовлен занавес для театра Takarazuka в Токио, много работал и как театральный сценограф.



Образцы фарфора по эскизам И.Рабузина, производство Rosenthal.



Занавес для театра Takarazuka в Токио, Япония.



     О художнике и его творчестве написано множество статей, эссе, издано 13 обширных монографий и снято 10 фильмов. Скончался Иван Рабузин 18 декабря 2008 года, и похоронен на кладбище в селе Oštrice, неподалеку от Нови Марофа.






     http://www.rabuzin.com/

     http://www.rabuzinfineart.com/hr/


     При подготовке публикации были использованы материалы из книг Vladimir Crnkovic "Gaži, Kovačić, Rabuzin" Trieste, 1974; Vladimir Crnkovic "Hrvatski muzej naivne umjetnosti" Zagreb, 2000.


     Следующая публикация     Next publication

     Рабузин Иван. Творчество. Rabuzin Ivan. Work.