среда, 27 февраля 2013 г.

МАРИЦА МАВЕЦ - ТОМЛЯНОВИЧ.



   


     Марица Мавец-Томлянович (Marica Mavec-Tomljenović) родилась 1 декабря 1920 года в городке Радече (Словения), а в 1921 году ее родители переехали в Загреб. В 1939 году закончила I Женскую гимназию в Верхнем городе, в Загребе. Рисовать начала в 1969 году,  первое участие в выставке прияла в 1972. Большинство самостоятельных выставок состоялось в столицах родных государств - Загребе и Любляне. Также художница приняла участие во множестве групповых выставок у себя в стране и за рубежом. В 1985 году получила особый приз жюри на Третьем Биеннале наивного искусства в Светозарево. В 2008 году, в Загребе, издана монография Марицы Мавец-Томлянович.
     Имя художницы вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art).
     Основные темы в творчестве художницы - архитектура Загреба, натюрморты, ню, изображение семейных событий, домашней интимной атмосферы.
     Классифицируется в наивном искусстве, как особый вид художественного явления связанного с  городским  творчеством. Следует отметить, что этому направлению хорватского наивного искусства принадлежит небольшое количество художников (Матиа Скурьени, Драго Юрак) и оно полностью отдалено от Подравского художественного круга и иконографии Хлебинской школы.  


     "Кому-то может показаться странным, что я начала заниматься живописью уже в пожилом возрасте. Мои способности были скрыты от меня самой, я думаю из-за большой занятости, в том числе в сельском хозяйстве. Но в тоже время, когда мои дети учились в школе, я часто помогала им с рисованием, а иногда и сама делала некоторые рисунки.
     Позже, когда мои дети выросли, я чувствовала какую-то пустоту, и хотела научиться что-то делать в дополнение к своей обычной работе. Однажды, когда я нарисовала портрет своей внучки, мои дети стали убеждать меня более активно заняться живописью. Это не потребовало больших уговоров, потому что это желание всегда глубоко тлело внутри меня. Я всегда жалела, что творчески ничего не создала, и это был способ показать, что я могу сделать нечто, имеющее какую-то непреходящую ценность.
     Я стараюсь, чтобы каждая картина получилась хорошо, насколько это в моих силах, хотя как правило я рисую в ночное время, потому что днем у меня для этого слишком мало времени. Я люблю изображать хорошие и приятные сцены из нашей жизни, потому что я по натуре оптимист. Мне приятно, что мои дорогие дети любят и хранят мои картины, как память о своей матери." (М.Мавец-Томлянович)


Художница (вторая слева) на открытии своей персональной выставки в Джурджевце, 2008 год.


     "...Живопись Марицы Мавец-Томлянович занимает видное место в хорватском наивном искусстве, хотя картины она стала создавать сравнительно поздно, на шестом десятилетии своей жизни.    
   Жизненная среда художницы явилась источником тематики и мотивов, которые используются в ее живописи. Один из холмов на которых расположен Загреб, Дебаничев, своим захватывающим видом дал большую часть вдохновения и стал источником многих композиций созданных художницей. Это рай для глаз, и тот, кто оказался всего в ста метрах от главной дороги и городской суеты, встретится с тщательно ухоженным хозяйством, которому художница посвятила всю свою жизнь. Посвятившая себя домашним делам, любящая мать, бабушка и прабабушка, с молодости заботится о доме и саде, вырастив множество видов цветов и фруктовых деревьев. Эмоциональная сторона личности нашла свое отражение в другом, казалось бы, случайном жизненном призвании - живописи. И то, чему она с такой любовью была предана всю свою долгую жизнь, можно увидеть на ее картинах." (Josip Škunca)



Сбор айвы. масло/холст.



Акт. масло/холст. 400х600 мм. 1974 г.



Венчание. масло/холст. 600х400 мм. 1975 г.



Хорватский народный театр в Загребе. масло/холст. 800х1000 мм. 1978 г.



Рождество. масло/холст.



Ирис и ее любимец. масло/холст. 700х500 мм. 1981 г.



Кот. масло/холст. 430х330 мм. 1982 г.



Зриневац. (пл. Николы Шубича Зринского в Загребе).  масло/холст. 380х470 мм. 1983 г.



Каменные ворота. масло/холст. 380х460 мм. 1987 г.



Матош в Верхнем городе. масло/холст. 470х310 мм. 1987 г.



Акт. масло/холст. 500х600 мм. 1988 г.



Загребский железнодорожный вокзал. масло/холст. 630х810 мм. 1992 г.






Комментариев нет:

Отправить комментарий