Йосип Генералич (
Josip Generalić), классик Хлебинской школы и хорватского наива, родился 19 февраля 1936 года в селе Хлебине, в Подравине. Основную школу завершил в родном селе, там же, где-то около 1950 года появились его первые художественные работы. Конечно, те первые картины создавались под влиянием его отца, "по-совместительству" его же школьного учителя - великого
ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА.
 |
Йосип с отцом и матерью. 1947 г. |
Первое "появление на людях" состоялось в 1954 году в Крижевцах, где Йосип посещал Учительский колледж (который завершил в 1956 году). Первая самостоятельная выставка была организована в 1959 году, в Музее города Копривницы. В 1960 году Йосип уезжает из родного села, поселяется в Загребе, где в 1962 году завершает Высшую педагогическую школу и начинает работать в качестве учителя физической культуры.
 |
Йосип Генералич. 1950-е годы. |
В середине 60-х, при поддержке известного швейцарского арт-дилера и галериста
Бруно Бишофбергера (
Bruno Bischofberger) Йосип целиком посвящает себя искусству и становится профессиональным художником. В 1998 году Йосип Генералич возвращается в родное Хлебине, где продолжает жить и заниматься творчеством. Умер художник в Копривнице, 22 декабря 2004 года.
В первом творческом периоде Йосип использует стандартные хлебинские мотивы и стилистику, рисует подравских людей, пейзажи и идиллические сцены сельской жизни. Появившийся на художественной сцене одновременно с
ИВАНОМ ВЕЧЕНАЕМ и
МИЙО КОВАЧИЧЕМ, Генералич младший отличается от вышеупомянутых СЕЛЬСКИХ художников тем, что покинул родное Хлебине, учился, а с 1960 года жил и работал в столичном Загребе. Соответственно он не был в непосредственном контакте с селом и природой, а в его поэтике изображения воспоминаний используется основной принцип: переехав в город, художник рисует пейзажи и село своей молодости, своих снов.
 |
Квашение капусты. масло/фанера. 280х370 мм. 1952 г. |
 |
Деревенский барабанщик. масло/фанера. 360х590 мм. 1953 г. |
 |
Веселые парни. масло/стекло. 520х710 мм. 1965 г. |
В середине шестидесятых Йосип меняет тематику, стилистические и поэтические особенности, объединяя идеализированные хлебинские просторы, и освоенный им новый цветочный декор. Изображение множества цветов и цветочного орнамента становится основной темой его творчества, названной позже критиками и искусствоведами "
ЦВЕТОЧНЫМ ПЕРИОДОМ". Среди растительных элементов часто встречаются и эротические мотивы: художник рисует множество купальщиц, обнаженных женщин. В том периоде меняется и техника - все больше картин пишется на холсте и лесоните, и все меньше на стекле.
Этот "цветочный период" несомненно явился реакцией на однообразие, урбанизированность большого города в котором жил художник и легенд-воспоминаний о "счастливом времени" и "жизни на природе".
 |
Букет. масло/стекло. 1970 г. |
 |
Рыбачки. масло/стекло. 750х900 мм. 1971 г. |
 |
Свадебный торт. масло/стекло. 1200х800 мм. 1970 г. |
 |
С актером Юлом Бринером. |
В начале семидесятых творчество Йосипа Генералича претерпевает новые метаморфозы: художник начинает рисовать
ПОРТРЕТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ из мира музыки, кино, шоу-бизнеса и поп-культуры. Вместо деревенских персонажей и сцен из сельской жизни, появляются мировые эстрадные звезды, помещенные в атмосферу и пейзажи его детства, его любимой Подравины.
Битлз на фоне родного села и в окружении домашней скотины; на заднем плане в портрете Софи Лорен заснеженный хлебинский пейзаж; в пародии на Ядвигу А.Руссо вместо молодой, статной девушки художник изображает грузную, немолодую селянку на фоне все того же родного Хлебине.
 |
Битлз в Хлебине. масло/стекло. 1200х1700 мм. 1973 г. |
 |
Софи Лорен. масло/стекло. 1500х1200 мм. 1973 г. |
 |
Анри Руссо. Сон. масло/холст. 1910 г. |
 |
Хлебинская Ядвига. масло/стекло. 1200х1700 мм. 1973 г. |
В семидесятые же годы создается и серия его очень экспрессивных и психологически точных, правдивых сельских портретов, по мнению некоторых искусствоведов именно они явились основным творческим вкладом Генералича в хорватское изобразительное искусство. В этом периоде художник вновь возвращается к технике рисования на стекле, и добивается в этом значительных успехов.
 |
Йендраш. масло/стекло. 700х540 мм. 1973 г. |
 |
Фурьян. масл/стекло. 450х500 мм. 1975 г. |
В конце семидесятых происходят новые изменения в творчестве младшего Генералича. На картинах не стало Подравины, хлебинских пейзажей, пасторальных и идиллических сцен. Художник стал передавать на своих картинах трагическое ощущение жизни, после 1978 года изображения гармонии и красоты заменили дисгармония и уродство.

На то были свои причины - в основание внутренней, собственной драмы легли смерть матери (Йосип был единственным ребенком в семье, и его отношения с матерью были очень теплые), разрыв отношений с отцом (Иван Генералич после смерти жены уехал в соседнюю деревню Сигетец, где создал новую семью с женщиной на 30 лет моложе себя - сразу оговорюсь, что старший Генералич был в дальнейшей своей жизни счастлив с Розой, так звали его вторую жену). Йосип не смог понять и принять поступок отца и его новую спутницу жизни. Долгих двенадцать лет длилась полная разлука отца и сына, и лишь за несколько месяцев до смерти Ивана им удалось наконец-то встретиться и помириться, причем оставшиеся встречи с отцом так и не превысили количества пальцев на руках...
Этот период в его творчестве получил название "
ЧЕРНЫЙ ПЕРИОД".
 |
Гайана. масло/стекло. 1000х1200 мм. 1978 г. |
 |
Любовь двуглавого Червяка с Пятиглазом. масло/стекло. 600х800 мм. 1985 г. |
 |
Не пожелай земли ближнего своего. масло/стекло. 800х1000 мм. 1979 г. |
Художник начинает высмеивать человеческую алчность и жадность, мрачные людские страсти, осуждает животные инстинкты человеческой природы, в гипертрофированной форме показывает моральное уродство и изображает трагические сцены современной жизни.
Это уже не просто символы ужаса, а изображение своего, личного страха, невыносимого внутреннего кошмара. Очевидно, что художник в этот период был одержим мыслями о распаде современного мира и человека. В его иконографии УЖАСА доминирует изображение монструозных существ, мутантов, с примесью дьявольщины, сарказма и иронии.
 |
Прием гостей у себя в галерее. |
Пережив трагический период своей жизни, Йосип Генералич в начале девяностых возвращается в родное село. Происходит возврат и в творчестве, художник все чаще обращается к традиционной манере, и даже дописывает незавершенные работы из шестидесятых годов. В последние годы жизни, он очень много уделяет времени обустройству и приему гостей в
Галерее Ивана и Йосипа Генераличей в Хлебине, а также созданию очень большой коллекции этнографических предметов родного края.
.jpg) |
Хлебинская королева под золотыми звездами. масло/стекло.1500х1200 мм. 1989г. |
.jpg) |
Дама птичьего короля. масло/стекло. 1000х680 мм. 2004 г.
|
 |
С отцом в горицах. |
Живопись и графика Йосипа Генералича находится во многих известных галереях и музеях, издано большое количество графических папок, репродукций, литографий, гравюр. Выпущено несколько альбомов-монографий. Художник подготовил более ста пятидесяти своих персональных выставок, и принял участие в огромном количестве групповых смотров на своей родине и во всем мире, проиллюстрировал более 50 книг, занимался театральной сценографией, создал больше тридцати гобеленов (один из которых "Большой сбор винограда" находится в постоянной экспозиции Музея Современного искусства в Японии). За свое творчество Йосип Генералич получил множество признаний, дипломов и наград.
Имя художника вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства (World Encyclopedia of Naive Art).
Старый дом Ивана Генералича и галерея Йосипа Генералича в Хлебине:
http://www.galerija-josip-generalic.hr/
На сайте указаны контакты, галерея работает в свободном режиме, при посещении Хлебине
лучше созвониться заранее, хотя если кто-нибудь дома, то откроют. В галерее находятся знаковые, большие работы Йосипа Генералича, там же можно приобрести его акварели, графику, репродукции с автографом мастера, книжную и сувенирную продукцию. Можно купить и оригинальные работы - в технике масло на стекле, ряд картин продается, но стоят недешево, и о покупке лучше договариваться заранее, например по электронной почте.
Сайт http://www.generalic.com/ - им занимается сын Йосипа Генералича -
Горан.
На сайте большое количество фотоматериалов, недавно была добавлена хорошая подборка фотографий 50-х и 60-х годов. Также имеется большое предложение по продаже картин, в том числе и Ивана Генералича. Продажа осуществляется в основном через интернет-аукционы.
Читать далее... Read more...
Генералич Йосип. Цветочный период. Generalić Josip. Flower period.
Комментариев нет:
Отправить комментарий