Нада Швегович (Будай-добавлена фамилия мужа) (Nada Švegović-Budaj) родилась в подравском селе Гола, на самой границе с Венгрией. Сейчас в Голе пункт перехода границы, и, кстати, кроме Нады в этом селе родились и сейчас живут другие замечательные художники-классики наива: Иван Веченай (1920), Мартин Мекек (1936), талантливая Бисерка Златар Милинкович (1959) (богаты талантами хорватские села...)
Закончила восьмилетнюю школу. Рисовать и выставляться начала в 17 лет, в 1968 году. В 1975 переехала жить в Копривницы.
Очевидное зрелое мастерство показала в серии картин, выставленных на самостоятельной выставке в Вене, в 1982 г. обозначившей явный уход от традиционной "хлебинской" школы. К этому времени она значительно усовершенствовала технику письма на стекле, в том числе и так называемую «alla prima» ("сырым по сырому", картина пишется не послойно, с просыханием каждого слоя, а сразу, как эскиз, без какой либо предварительной подготовки) и нашла собственные оригинальные решения.
Сборище. масло/стекло. 400х500 мм. 1982 г. |
Голгофа II. масло/стекло. 450х550мм. 1984 г. |
Ряженые. масло/стекло. 600х700 мм. 1993 г. |
Также в 80-е написала много работ на христианскую и библейскую тематику. В европейском искусстве, а Хорватия хоть и периферия, но безусловно Европа, эта тема по прежнему органична и традиционна. Пожалуй, "Тайная вечеря", самое лучшее произведение из этого цикла. К сожалению, не знаю где находится эта работа, очень хотелось бы увидеть её "вживую". Напоминаю, что это РЕВЕРСНАЯ живопись на СТЕКЛЕ. Потрясающе!
Тайная вечеря. масло/стекло. 500х800 мм. 1989 г. |
В 90-е начала новый цикл - сцены из греко-римской мифологии, в еще более темной гамме и множеством изображений с апокалиптическими и катастрофическими элементами.
Похищение Европы. масло/стекло. 600х550 мм. 1992 г. |
Икар. масло/стекло. 500х550 мм. 1991 г. |
С наступлением нового тысячелетия творческая карьера художницы, к сожалению начала угасать...
Нарцисс II. масло/стекло. 600х600 мм. 2000 г. |
Этому способствовал целый ряд обстоятельств - смерть мужа, с которым она была очень близка (собственных детей у них не было). Сама Нада говорила об этом, что не знала, как выжила в эти годы. Это и падение в те годы интереса, и, соответственно, "покупательского спроса" на хорватское наивное искусство (этой темы я коснусь в дальнейшем отдельно) и абсолютно грабительское отношение галеристов использовавших "момент".
Это и болезнь. Диагноз можно увидеть в работах. Болезнь, изгнавшая из картин людей, заставившая писать почти монохромно, фактически в гризайли. И, наверное, все-таки победившая...
С Надой я был знаком недолго, был несколько раз в гостях, открытки друг другу к праздникам... Маленькая, хрупкая. Много курила, шумно затягиваясь сигаретой. Продолжала много работать, наверное, в этом было какое-то успокоение, спасение. Самой для себя. Была тиха и улыбчива.
Одна из последних фотографий. 2010 г. Фото М.Ленкович. |
К сожалению весной, когда был в Хорватии, к ней не заехал. Да и не знаю, была ли возможность увидеться ...
О ее смерти узнал уже вернувшись домой. Информации фактически не было, сообщили только местные СМИ. Федеральные, к сожалению, вниманием обошли.
Пьета. масло/стекло. 500х600 мм. 1991 г. |
И хотя часть ее известных работ, таких как "Икар", "Пьета" и др. находится в коллекции Государственного Музея Наивного Искусства Хорватии в Загребе, вместе с очень малым количеством "официально" признанных художников (буквально около 15 человек), думаю, что творчество Нады, достойно, еще только предстоит оценить.
Я считаю, что это не только яркий представитель "новой" хлебинской школы и "женского" взгляда в наивном творчестве Хорватии.
Я уверен, что это целое и цельное явление в хорватской живописи - талантливый и очень большой Художник - Нада Швегович-Будай!
Читать дальше Read more» НАДА ШВЕГОВИЧ-БУДАЙ. MEMORABILIJE.
Комментариев нет:
Отправить комментарий