Решил немного рассказать о технике письма.
Многие видели картинки, репродукции, но не многие знают об уникальности живописи на стекле. Именно об этом я и хочу рассказать. Сразу оговорюсь, что многие художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно является живопись на стекле.
Техника эта, во многом и обусловившая своеобразие хорватского наива, восходит к народным иконам на стекле, распространенным в альпийских областях Европы, а также по всему балканскому ареалу, особенно на территории нынешних Словении, Хорватии и Румынии. В Хорватии они назывались «глажи», или «глажмы», «малераи» - производное от немецкого «hinterglasmalerei» (роспись на стекле).
Есть мнение, что стекло, как основа для написания недорогой, достаточно примитивной домашней иконки, предназначенной для продажи или натурального обмена на многочисленных городских и сельских ярмарках, было гораздо доступней чем подготовленный холст или доска.
Есть мнение, что стекло, как основа для написания недорогой, достаточно примитивной домашней иконки, предназначенной для продажи или натурального обмена на многочисленных городских и сельских ярмарках, было гораздо доступней чем подготовленный холст или доска.
Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Последним записывается фон. Например, художник работающий с холстом, последними мазками прописывает какие то мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами.
Есть и уникумы, пишущие "алла прима" - "сырым по сырому", за один раз, без какой либо предварительной подготовки. Об одном из таких художников, точнее художнице - Наде Швегович-Будай, я расскажу в одном из ближайших постов.
На черно-белой фотографии, один из моих любимых художников - Мийо Ковачич. Он, и 91-летний Иван Веченай - живые классики наива. На маленьком видео - замечательная художница Бисерка Златар-Милинкович.
На черно-белой фотографии, один из моих любимых художников - Мийо Ковачич. Он, и 91-летний Иван Веченай - живые классики наива. На маленьком видео - замечательная художница Бисерка Златар-Милинкович.
Дражен Тетец. Фото М.Ленкович. |
Иван Веченай. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий