В ближайшие дни начнется 19-й ежегодный Фестиваль наивного искусства и традиционных ремесел "Подравские мотивы", традиционно проходящий в "столице" Подравины, городе Копривница и его окрестностях, в том числе, в известном на весь мир селе Хлебине.
Между тем, название фестивалю дал сборник рисунков известного художника и педагога
КРСТО ХЕГЕДУШИЧА, "отца" и идейного вдохновителя хорватского наивного искусства. Ровно 80 лет назад, в 1933 году, с Предисловием
МИРОСЛАВА КРЛЕЖА (имя которого связывают с началом возрождения хорватской литературы в 30-е годы двадцатого столетия) был издан этот сборник, вызвавший большие дискуссии и споры.
В этих рисунках хорошо видна будущая иконография и тематика "Хлебинской школы" (кстати, частично заимствованная самим Хегедушичем у
ГЕОРГА ГРОССА и
ФЛАМАНДСКОЙ ШКОЛЫ). Прямые отсылки на рисунки Хегедушича можно увидеть и в творчестве
ИВАНА ГЕНЕРАЛИЧА,
МИРКО ВИРИУСА, и у наивных художников второго, послевоенного поколения "Хлебинской школы" (например у
ДРАГАНА ГАЖИ) и у многочисленных авторов следующих поколений.
Я думаю, 80 лет - хорошая дата, чтобы еще раз вспомнить ставший классическим для целой эпохи труд талантливого художника Крсто Хегедушича, подарившего название (а в чем то и содержание и, как минимум, общехорватскую известность) сегодняшнему замечательному событию.
 |
Крсто Хегедушич (крайний слева) с участниками группы "Земля". 1930 г. Хлебинские горицы. |
 |
Мирослав Крлежа. 1929 г. |
"Подравские мотивы" - серия рисунков опубликованных в 1933 году, в Загребе - оказались одним из поворотных моментов в хорватском искусстве в период между двумя мировыми войнами. Их важность была признана на двух основных уровнях. Первое, тридцать четыре рисунка Хегедушича могут быть интерпретированы в контексте основных особенностей работы художественного объединения "Земля", а также как конкретное программное заявление автора по поводу формы и содержания. С другой стороны, "Подравские мотивы" имеют особое значение из-за сложных идеологических сражений, которые последовали вслед за их публикацией. В частности, Предисловие "Подравских мотивов" Мирослава Крлежа - по словам Станка Ласича, его наиболее лучшего истолкователя - "...основной текст всего конфликта в левой литературе". В этом смысле, сами рисунки вскоре после публикации приобрели дополнительный вес, и их значимость наблюдается в первую очередь в контексте основного вводного текста: в свете приверженности социально ангажированного, но независимого искусства, за художественные произведения как продукт индивидуального творческого стимула, и против его всеобъемлющей идеологизации. Тем не менее, критический обзор самих рисунков, как и их предисловия, не может быть ограничен диапазоном значений, связанных с известным левым конфликтом. В частности, в Предисловии Крлежа рассматриваются многие проблемы, которые признаны ключевыми в определении характеристик хорватской культурной идентичности в первой трети 20-го века. Таким образом, некоторые части текста можно трактовать через призму национальной идентичности в отношении художественного творчества, как одной из фундаментальных проблем, которые пытались сформулировать ведущие участники художественной группы "Земля", а также другие новаторы хорватского искусства. В этой связи особое внимание уделяется роли Крсто Хегедушича в процессе формулирования идеи независимой, национальной художественной выразительности, это подчеркивает важность значения "Подравских мотивов", как одной из связей соединяющих идеологическую позицию левой политической ориентации с национальной категорией, и дает представление о привлекательных характеристиках этих идей среди аналогичных явлений в центрально-европейском культурном пространстве.
(Петр Прелог. Вопрос о национальной идентичности в "Подравских мотивах" Крсто Хегедушича.)
Tekst na hrvatskom jeziku, na kraju publikacije.
 |
...Когда бы нам дали еще одну монетку. |
 |
Возвращение с поля. |
 |
Михоланские нищие. |
 |
Паломники.(Поклонение Богоматери). |
 |
Торговцы скотом. |
 |
Ярмарка. |
 |
Молварский престольный праздник. |
 |
Нищие. |
 |
Трудяги за обедом. |
 |
Подравские дороги. |
 |
Лущильщики. |
 |
Горицы. |
 |
Мужчины. |
 |
Три мужчины. |
 |
Ожидание. |
Podravski motivi Krste Hegedušića – zbirka crteža objavljena 1933. u Zagrebu – pokazali su se jednom od prijelomnih točaka u hrvatskoj umjetnosti međuratnog razdoblja. Njihova se važnost prepoznaje na dvije temeljne razine. Prvo, tridesetak Hegedušićevih crteža može se interpretirati u kontekstu osnovnih obilježja djelovanja Udruženja umjetnika Zemlja, kao eksplicitan iskaz autorovih oblikovnih nastojanja, ali i sadržajnih inklinacija. S druge strane, Podravski motivi posjeduju osobitu važnost zbog složene ideološke bitke koja ih je pratila. Naime, Predgovor Podravskim motivima Miroslava Krleže – po riječima Stanka Lasića, njegova najznačajnijeg tumača – »osnovni je tekst čitava sukoba na književnoj ljevici«. U tom smislu i sami su crteži nedugo nakon objavljivanja zadobili dodatnu težinu, pa su značenjski promatrani prije svega u temeljnom kontekstu uvodnoga teksta: u svjetlu zalaganja za društveno angažiranu, ali neovisnu umjetnost, za umjetničko djelo kao produkt individualnih stvaralačkih poticaja, a protiv njegove sveobuhvatne ideologizacije. Ipak, kritičko sagledavanje samih crteža, kao i njihova predgovora, ne može biti ograničeno isključivo na spektar značenja povezan s glasovitim sukobom na ljevici. Naime, u Predgovoru Krleža raspravlja i o mnogim problemima koje prepoznaje kao ključne za određivanje obilježja hrvatskog kulturnog identiteta početkom četvrtog desetljeća. Tako se pojedini dijelovi teksta mogu tumačiti kroz prizmu odnosa nacionalnog identiteta i umjetničkog stvaralaštva, kao jednog od temeljnih problema koji su nastojali artikulirati vodeći članovi Udruženja umjetnika Zemlja, ali i drugi protagonisti hrvatske umjetnosti. U tom smislu, posebna se pozornost pridaje Hegedušićevoj ulozi u procesu artikulacije ideje o nezavisnom, nacionalnom likovnom izrazu te se ističe značenje Podravskih motiva u povezivanju ideoloških pozicija s lijevim političkim predznakom i nacionalnih kategorija, što toj ideji daje specifično obilježje među srodnim pojavama u srednjoeuropskom kulturnom prostoru.
(Petar Prelog. Pitanje nacionalnog identiteta u Podravskim motivima Krste Hegedušića.)
При подготовке использованы материалы из переиздания Крсто Хегедушич "Подравские мотивы", LIBER, издание Института изучения литературы Философского факультета, Загреб, 1971 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий