"Более восьмисот наивных художников и скульпторов из пятидесяти стран представлены в этой первой Всемирной энциклопедии наива.
В этом издании, также впервые, приняли участие тридцать два эксперта со всего мира - видные специалисты по наивному искусству в своих странах.
Систематизировано и наглядно для читателя, представлено развитие наивного искусства, прежде всего в последние сто лет, от первой выставки Таможенника Руссо на XXII Салоне Независимых в Париже до сегодняшних дней.
Энциклопедия с более чем тысячей цветных иллюстраций, на более чем семисот страницах, содержит, кроме общего введения, исчерпывающую биографическую информацию о каждом художнике в алфавитном порядке, статьи о развитии наивного искусства в некоторых странах, перечень значительных выставок наива и обширную библиографию.
Энциклопедия, как международное издание, одновременно выпущена в США, Великобритании, ФРГ, Швейцарии, Франции, Италии и Японии."
Авторы данной энциклопедии, вышедшей в 1984 году, в Белграде:
Ото Бихальи-Мерин Oto Bihalji-Merin (1904-1993), художник, писатель, историк искусства и критик. Учился живописи и изучал историю искусства в Белграде и Берлине. После 2-й мировой войны, был главным редактором журнала "Югославия" и художественным редактором издательства "Югославия".
Автор множества книг и монографий, в основном по искусству. В совершенстве знал немецкий язык - большинство его книг выходили в Германии. Томас Манн, говорил о нем, как об одном из лучших стилистов немецкого языка. Сразу после войны, когда искусство Югославии оказалось под сильным влиянием советского соцреализма, Ото Бихальи-Мерин встал на сторону современного, в том числе и наивного искусства. В том, что бывшая Югославия, достаточно быстро освободилась от модели политически окрашенного и пропагандистского искусства, и его большая заслуга.
Огромная роль принадлежит О. Бихальи-Мерину в продвижении и признании югославского наивного искусства во всем мире. В 1958 году, в Брюсселе, О.Бихальи-Мерин вошел в состав международного экспертного жюри известнейшей и выдающейся выставки "50 лет современного искусства". Во Дворце Изобразительных Искусств, где были представлены мэтры мирового современного искусства - Пикассо, Кандинский, Малевич, Мондриан, Шагал, Клее, Миро, Дали и многие другие, экспонировались и Иван Генералич с Крсто Хегедушичем.
Вместе с другими участниками организовал Первую мировую выставку наивного искусства в Бельгии. Принимал участие в организации множества выставок и событий посвященных современному и наивному искусству.
Небойша-Бато Томашевич Nebojša-Bato Tomašević (1929), писатель, дипломат и публицист. Был главным редактором "Jugoslovenska revija" и Генеральным директором телеканала YUTEL. Автор книг и монографий, в основном посвященных наивному искусству.
В энциклопедии, удостоились биографических статей и упоминаний 116 авторов с территории бывшей Югославии. Хорватия, как союзная республика, представлена 44 художниками и скульпторами. Здесь присутствуют не только представители всемирно известной Хлебинской школы во главе с Иваном Генераличем, но и авторы из всех регионов Хорватии.
Антун Бахунек
Antun Bahunek
(1912-1985)
Бранко Бахунек
Branko Bahunek
(1935-2005)
Драго Белина
Drago Belina
(1928-2000)
Драгица Белкович
Dragica Belkovic
(1931)
Еуген (Евген) Буктеница
Eugen Buktenica
(1914-1997)
Вилма Дорешич
Vilma Doresic
(1936)
Франьо Дугина
Franjo Dugina
(1946)
Франьо Филипович
Franjo Filipović
(1930-2009)
Драган Гажи
Dragan Gaži
(1930-1983)
Иван Генералич
Ivan Generalić
(1914-1992)
Йосип Генералич
Josip Generalić
(1936-2004)
Мато Генералич
Mato Generalic
(1920-1985)
Милан Генералич
Milan Generalić
(1950-2015)
Петар Гргец
Petar Grgec
(1933-2006)
Мартин Хегедушич
Martin Hegedusic
(1923-2011)
Нада Хегедушич-Янкович
Nada Hegedusic-Jankovic
(1943)
Катарина Хенц
Katarina Henc
(1948)
Степан Иванец
Stjepan Ivanec
(1953)
Duro Jancic
(1934)
Драго Юрак
Drago Jurak
(1911-1994)
Франьо Клопотан
Franjo Klopotan
(1938)
Мартин Копричанец
Martin Kopričanec
(1943)
Мийо Ковачич
Mijo Kovačić
(1935)
Албина Кудельняк
Albina Kudeljnjak
(1909-1985)
Иван Лацкович
Ivan Lacković Croata
(1931-2004)
Драгица Лончарич
Dragica Loncarić
(1956)
Бранко Ловак
Branko Lovak
(1944-1983)
Марица Мавец-Томлянович
Marica Mavec-Tomljenović
(1920)
Мартин Мехкек
Martin Mehkek
(1936-2014)
Франьо Мраз
Franjo Mraz
(1910-1981)
Bruno Paladin
(1951)
Томислав Петранович
Tomislav Petranovic
(1934)
Йосип Пинтарич Пуцо
Josip Pintarić Puco
(1927)
Мара Пушкарич-Петрас
Mara Puskaric-Petras
(1903-1998)
Иван Рабузин
Ivan Rabuzin
(1921-2008)
Матиа Скурьени
Matija Skurjeni
(1898-1990)
Петар Смайич
Petar Smajic
(1910-1985)
Славко Столник
Slavko Stolnik
(1929-1991)
Перо Топляк-Петрина
Pero Topljak-Petrina
(1948)
Иван Веченай
Ivan Večenaj
(1920-2013)
Степан Веченай
Stjepan Vecenaj
(1928-2000)
Бранко Видович
Branko Vidovic
(1947)
Бранко Вириус
Branko Virius
Мирко Вириус
Mirko Virius
(1889-1943)
В России, данное издание - библиографическая редкость. По воспоминаниям искусствоведа О.В.Дьяконицыной - специалиста по советскому наиву - когда монография была издана, она поступила в небольшом количестве, в один из центральных московских книжных магазинов (я не знаю точно на каком языке, но предполагаю, что на английском). Появление этой энциклопедии в Советском Союзе вполне объяснимо - в ее создании приняли участие и наши специалисты во главе с Натальей Семеновной Шкаровской. Хотя по тем временам, учитывая официальное отношение к самодеятельному и наивному творчеству, это было достаточно неординарное событие. Так вот, были составлены списки счастливых получателей данной энциклопедии (в свободную продажу она не поступала), сам том был запечатан в бумагу, и строго-настрого запрещалось распечатывать издание в магазине. Это было сделано для того, чтобы не возникало лишних вопросов и ненужного ажиотажа у остальных покупателей - энциклопедия выглядела очень эффектно - огромный том (вес книги-3,5 кг), в яркой глянцевой суперобложке.
Хлебинскую школу в энциклопедии представляют 16 художников. Вдвойне приятно, что работы десяти представленных авторов уже имеются в моей коллекции.
Всемирная энциклопедия наивного искусства и по прошествии тридцати с лишним лет со дня выхода остается самым авторитетным изданием в данной области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий