воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Fašnik (Масленица) в хорватском наиве.



Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 400х500 мм. 1983 г.


     В Хорватии очень любят праздники. Одним из самых любимых и продолжительных является Fašnik (фашник, от немецкого Fastnacht, т.е. "ночь поста"). Фактически, это аналог нашей Масленицы - славянского традиционного праздника, отмечаемого в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранившего в обрядности ряд языческих элементов. Праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны.
     Будучи первоначально широко отмечаемым в сельской среде, в последние десятилетия праздник все больше перемещается в города, где по сути превращается в один из видов европейского карнавала, к счастью не теряя костюмов и традиций. Большие фашники проходят в Риеке, Чаковце, Бараньи. В Самоборе, небольшом симпатичном городке неподалеку от Загреба, празднование является одним из старейших, и карнавал в этом году проходит уже в 189-й раз, привлекая огромное число туристов (больше 200 тысяч человек).
     В славянской народной культуре, маска была разработана сравнительно мало . Она порой лишь намечалась  гримом - лица участников обряда пачкались сажей, что и делало их неузнаваемыми. Задача маски - скрыть лицо и, следовательно, человеческую сущность - иногда решалась еще проще: лица участников обряда "занавешивались" листьями, бумагой или обрывками ткани.
     В Хорватии для изготовления масок также использовались черепа и рога домашних животных, очень часто солома, как один из самых доступных материалов - искусно плелись шлемы-конуса с отверстиями для глаз. Также как у нас, ряженые - хорв. fašenkaši или maškare, одевались в вывернутые шубы и овечьи шкуры.



Карнавал в Самоборе. 1960-е гг.


Фашник в Славонии.


Ряженые в Копривнице.


Фашник в Чаковце.









     Конечно, этот праздник не могли обойти вниманием в своем творчестве хорватские наивные художники. Иван Генералич в своем творчестве постоянно обращался к этой теме, выйдя в зрелые годы  на некий новый, "метафизический" уровень понимания изображения маски. Очень интересная графика у Ивана Лацковича, это одна из его любимых тем.
Безусловно, это Нада Швегович Будай - единственная в хорватском наивном искусстве, создавшая целый цикл "Maškare", сумевшая показать и передать "мистическую" атмосферу этого народного гуляния. Тема действительно очень интересная, есть ряд новых работ, например у Ивицы Фиштер. Думаю, мы еще увидим много интересных картин!



К.Хегедушич. Масленица. 1935 г.


Иван Генералич. Ряженые. масло/холст. 1130х1142 мм. 1960 г.


Иван Генералич. Масленица. масло/стекло. 1966 г.


Иван Генералич. Ряженые. масло/стекло. 1969 г.


Иван Генералич. Маска с трубой. масло/стекло. 1975 г.


Мийо Ковачич. Ряженые зимой. масло/стекло. 690x780 мм. 2000 г.


Мийо Ковачич. Ряженые. масло/стекло.790x390 мм. 1997 г.


Иван Лацкович. Кто они? тушь/ бумага. 1972 г.


Иван Лацкович. Маски. тушь/бумага. 1975 г.


Иван Лацкович. Идолопоклонство. тушь/ бумага. 1973 г.


Иван Лацкович. Вихрь. тушь/бумага. 1979 г.


Иван Веченай. Ряженые. масло,стекло. 1982 г.


Катарина Хенц. Ряженые. пастель/бумага. 400х500 мм. 1986 г.


Степан Столник. Ряженые в доме. масло/стекло. 1962 г.




Нада Швегович Будай. Картины из цикла "Ряженые". масло/стекло. 1982-85 гг.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 385х485 мм. 1980 г.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 600х700 мм. 1989 г.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 600х700 мм. 1993 г.







Комментариев нет:

Отправить комментарий