Очень часто говорят, что картины хорватского наива являются жанровыми или повествовательными, поэтому неудивительно, что работы Мийо Ковачича, последнего живого классика хорватского наивного искусства, послужили вдохновением для анимационного фильма. В сентябре этого года началась работа над фильмом "Фачук" по сценарию киноредактора Майды Срабович (Maida Srabović) в производстве компании Tetrabot.
Общая стоимость проекта составляет 830 000 кун (около 110 000 евро) вместе с мультимедийной и виртуальной выставкой о создании фильма, которую авторы планируют сделать как часть фильма, чтобы продвигать наивное искусство к более широкой аудитории. Известный хорватский молодой художник Стипан Тадич (Stipan Tadić), сам вдохновленный наивом, разработает всех персонажей и задние планы, оцифрует и реставрирует 11 произведений Мийо Ковачича для анимации, а Майда Срабович завершит работу над художественным сценарием и анимацией. Планируется, что в марте 2021 года у главного режиссера Иваны Пипал (Ivana Pipal) будут готовы все материалы для начала работы над процессом анимации.
Майда Срабович, для которой этот фильм является режиссерским дебютом, два года назад вместе с коллегами из Академии театрального искусства Яньем Пилич (Janja Pilić) и Ведраном Штефаном (Vedran Štefan) основала студию для производства, анимации и пост-продакшна Tetrabot. О том, откуда взялась идея анимационного фильма вдохновленного наивом, рассказывает сама Майда:
- То, что я делаю фильм инспирированный подравским наивом, точнее "темной" стороной наивного искусства, совсем не удивительно, потому что я родилась в Подравине и выросла там в окружении этих картин. Должна признать, что в детстве я была в ужасе от этих сцен - всех этих опухших людей с маленькими глазками и непропорциональными конечностями, ощипанных петухов с сизой кожей, грязных дворов, лохмотьев, ведьм и пьяниц. Я не знаю, кому из детей не снились бы кошмары из тех сцен, и что еще хуже - в Подравине, наверное, не было дома или погреба, где хотя бы одна такая картина не глядела бы на тебя со стены. Так что для меня наив всегда был в одном ящике стола с жанром фильмов ужасов, которых я большая поклонница.
Майда Срабович. Фото Robert Gojević. Tetrabot |
По словам Майды Срабович, действие «Фачука» происходит в воображаемой деревне в Подравине, которая находится в отдаленном месте между двумя реками. В этой деревне рождаются фачуки - незаконнорожденные дети, которых деревенский священник бросает в реку убежденный, что он делает им добро и очищает деревню от греха. Главная героиня, добавляет собеседница - беременная Надица, которой скоро придется рожать еще одного фачука. Она фатально следует своей судьбе думая, что вероятно умрет при родах, и, что ее ребенок также окажется в реке. Между Надицей и деревенским плотником Йожиной развиваются платонические любовные отношения, и тут Йожина решает помочь Надице и спасти ее фачука помогая им бежать из деревни. Важными героями фильма также являются две бабы-сплетницы, которые являются символом примитивного и отсталого мировоззрения.
Персонажи фильма "Фачук". Священник. |
Персонажи фильма "Фачук". Незаконнорожденное дите (фачук) |
Персонажи фильма "Фачук". Надица |
Персонажи фильма "Фачук". Йожина |
Как пояснила Майда Срабович, идея анимационного фильма в стиле подравской наивной живописи родилась несколько лет назад, когда умерла ее бабушка. Точнее, добавляет она, замысел родился на ее похоронах в начале ноября, когда осень уже сорвала листву с деревьев, небо было мрачным, кругом была грязь и сырость. Ее дедушка и покойная бабушка рано потеряли родителей, а когда бабушке было 7 лет повесилась мать, оставив после себя ее и двух младших братьев, один из которых был младенцем. Отец ее деда исчез в лагере смерти Ясеновац, а мать снова вышла замуж за человека, который не хотел его. Поэтому дедушка остался один в возрасте шести месяцев. Тетя растила и заботилась о моем дедушке - говорит Майда Срабович, но он всегда оставался «ничьим ребенком» в деревне.
- И, вот на тех похоронах, в окружении настоящей атмосферы наива, я подумала о том, что у обоих, у моих дедушки и бабушки, было очень несчастливое детство. И, как же жизнь в сельской местности далека от идиллических пейзажей плодородных пшеничных полей - жизнь в деревне тяжелая, утомительная и жестокая - такая же, как ее изображает "темный" поток наивной живописи. У главных героев этих картин мы видим муку и боль, все ужасы деревенской жизни. Меня всегда удивляло насколько поздно цивилизация пришла в Подравину. В то время, как в остальном мире у людей давно уже было электричество, телевидение и ванные комнаты, Подравина ходила по грязи, имела туалеты на улице и, к сожалению, отсталое мировоззрение. Не так давно закончить начальную школу было совершенно нормально, особенно если ты девочка. Короткие экзамены и ты берешь мотыгу и идешь в поле, а в 16 рожаешь - еще ребенок рожает ребенка. Что мне интересно в жанре фильмов ужасов, так это изображение внутреннего состояния человека - потому что в подсознании необразованного ума, на мой взгляд, кроются наибольшие ужасы - непонимание и непринятие другого, нового, что в итоге приводит к раздражению, отчаянию и насилию.
Раскадровка из фильма "Фачук" |
После похорон, на которых из ее подсознания выплыли детские страхи от наивных картин, Майда начала изучать наивное искусство и заметила, что почти каждая картина сама по себе является маленьким фильмом. А именно, указывает она, одной из важных особенностей подравской наивной живописи на стекле является то, что «картина рисуется послойно, в несколько планов», и каждый из этих планов рассказывает свою мини-историю. Драматургический потенциал этих работ огромен, и она была уверена, что кто-то уже снял фильм по этим картинам. Узнав, что нет, Майда поняла какие возможности появляются у нее с идеей снять анимационный фильм в наивном стиле. - Тем более, что хорватское искусство в мире больше всего известно своим наивом и Загребской школой анимационного кино, благодаря которой мы получили единственный Оскар - говорит Майда.
Фильм "Фачук". Подготовка к анимации |
На вопрос, сталкивалась ли она с какими-либо препятствиями в процессе работы над фильмом, Майда ответила: - В самом начале разработки идеи я столкнулась с проблемами, связанными с исследованием наивных материалов - галереи и музеи тогда имели очень маленький онлайн-доступ к своим фондам. Сегодня ситуация немного лучше, но еще до сих пор большинство работ хорватских наивных художников вы найдете в русских и японских блогах и на форумах. В наше время если вы не в сети, то и нигде. Это определенно нужно изменять и улучшать. Большую помощь в исследованиях мне оказала руководитель Галереи наивного искусства в Хлебине Хелена Кушенич, а вместе с ней и весь Музей города Копривница. Мы получили большую поддержку проекта от Фонда Мийо Ковачича, который уступил нам его работы для нужд фильма без финансовой компенсации. Вначале у меня была идея включить в сценарий работы нескольких великанов наива, но потом просматривая их опусы, я была полностью очарована творчеством и характером работ Мийо Ковачича. Его фантасмагорические и мрачные сцены великолепно вписываются в мою основную историю. Теперь я уже не могу представить, что сценарий основан не на его произведениях.
Мийо Ковачич. Фото Goran Mehkek. CROPIX. |
Художник Стипан Тадич участвующий в работе над фильмом сказал, что когда он прочитал сценарий ему показалось, как было бы хорошо поддержать проект в который он верит и рассматривает вкладом в осовременивание хорватского наива. По его словам, однажды он начал писать портрет Мийо Ковачича на стекле, но к сожалению так и не закончил.
- Есть серия рисунков, которые я выставлял в Хлебине. Я также сделал набросок портрета Мийо Ковачича, когда он присел отдохнуть на некоторое время. Несмотря на то, что мы были в компании, в основном говорили другие, а я был как бы в стороне. Для меня было большой честью познакомиться с Мийо, я чувствовал себя так, словно сел в машину времени, попал в 16 век и встретил Питера Брейгеля. Ковачич очень интересен. Тогда мне и в голову не приходило, что я буду работать над анимационным фильмом по его произведениям. Я безмерно рад, что стилистика фильма построена на одном наивном художнике, а не наиве вообще. И мне интересно, что из этого всего получится. В работах Мийо, я заметил линию и рисунок как нечто удивительное. На столе, когда мы были в его мастерской, я увидел несколько рисунков больших размеров над которыми он работал, а также несколько рисунков рядом. Я всегда был страстным рисовальщиком и любителем рисунков тушью и металлическим пером. Мийо в этом исключителен. Магия рисунка затем переносится на картину, и я думаю какая сила исходит от этих линий и искусных изгибов.
Художник Стипан Тадич. Фото Boris Kovacev. CROPIX |
Майда Срабович считает, что наив все еще свеж сегодня и должен быть приближен к молодому поколению.
- Я думаю, что хорватское наивное искусство должно быть вновь представлено публике, потому что в восьмидесятые и девяностые годы оно измельчало и эксплуатировалось на потребу публике - глиняные горшки с петухами, календари с караваем хлеба и бутылями-демиджонами, кухонные полотенца с пасущимися коровами - это одни из первых ассоциаций, о которых люди говорят когда вспоминают наив. Для меня хороший, признанный наив - это тот, в котором есть авторское отношение и послание - например Иван Генералич, который первым осмелился изобразить мятежных крестьян преследующих священника на картине «Делековецкое восстание», или Иван Веченай, который в своем «Затмении солнца» прекрасно изобразил именно то сельское мировоззрение с которым я имею дело - когда для необразованных крестьян, это совершенно естественное природное явление выглядит как конец света. И, наконец, Мийо Ковачич, который на мой взгляд является мастером изображения внутреннего состояния и повествования через глубокую мизансцену, так же, как и Жан Ренуар.
Майда Срабович. Фото Robert Gojević. Tetrabot |
Публикация подготовлена на основе материалов из статьи Кристины Олуич (Kristina Olujić) "Digitalizirane slike Mije Kovačića postale dio animiranog filma" в журнале NACIONAL.
Фотографии и видеофрагменты опубликованы с разрешения Майды Срабович и студии Tetrabot.
Все права на на опубликованные материалы принадлежат:
Kristina Olujić, NACIONAL ©
Maida Srabović, TETRABOT ©