понедельник, 20 мая 2019 г.

"ЧУДО ХОРВАТСКОГО НАИВА" Выставка в Костроме.



Плакат выставки


   17 мая 2019 года в Муниципальной художественной галерее города Костромы (Municipal art gallery of Kostroma) состоялось открытие выставки "ЧУДО ХОРВАТСКОГО НАИВА".

   Дорогие друзья!
   Впервые в Муниципальной художественной галерее г. Костромы проходит выставка «Чудо хорватского наива», которая знакомит зрителей с творчеством хорватских наивных художников, снискавших мировую известность во второй половине ХХ столетия. В экспозицию вошли около 60 работ из коллекции Владимира Темкина, принадлежащих кисти нескольких поколений крестьянских художников-самоучек Хлебинской школы – классиков и признанных мастеров наивного искусства. Работы выполнены в редчайшей технике реверсной живописи на стекле.
   Выставка «Чудо хорватского наива», которая для многих наверняка станет открытием - замечательная возможность познакомиться с одним из самых ярких образцов мирового наива, его хорватским вариантом, и проникнуть в удивительный мир крестьянских художников, хранящий в работах и теплый уют балканской деревни, и мудрость крестьянского быта, и завораживающую красоту природы. Мир этот – зачастую идиллический, своеобразный, даже утопический, между тем очень трогательный и гармоничный - словно приглашает зрителя совершить небольшое виртуальное путешествие.
   Выражаем благодарность Владимиру Анатольевичу Темкину за предоставленные из его коллекции работы, помощь и поддержку в организации и проведении выставки «Чудо хорватского наива».

   Ермолина Ольга Петровна,
   специалист экспозиционно-выставочного отдела Муниципальной художественной галереи г. Костромы


 
Муниципальная художественная галерея города Костромы


   Организатор выставки: Муниципальная художественная галерея города Костромы Municipal art gallery of Kostroma. 
Кураторы выставки: Ольга Ермолина, Маргарита Евтюкова.
   Всего на выставке представлено 60 работ, от анонимных народных икон на стекле до картин выдающегося наивного художника XX столетия Ивана Генералича. Издан каталог с репродукциями 26 работ.



   
Каталог выставки и пригласительный билет.










Сюжет афиши выходного дня телеканала РУСЬ о выставке 
"Чудо хорватского наива".




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин



Выставка "Чудо хорватского наива". Фото Е.Темкина




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото Е.Темкина




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото А.Лапин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото А.Лапин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото В.Темкин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото М.Евтюкова




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото А.Лапин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото А.Лапин




Выставка "Чудо хорватского наива". Фото А.Лапин


Ссылка на пост "ВКонтакте" на передачу Рузанны Севикян на Радио России Кострома: 

Прямая ссылка на передачу Рузанны Севикян на Радио России Кострома: 




ВЫСТАВКА РАБОТАЕТ ДО 24 июня 2019 ГОДА.
   ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Муниципальная художественная галерея города Костромы

Адрес: пл.Мира, 2. Кострома

Время работы: 

понедельник Закрыто
вторник 11:00–19:00
среда 10:00–18:00
четверг 10:00–18:00
пятница 10:00–18:00
суббота 11:00–19:00
воскресенье 10:00–18:00

Телефон: 8 (494) 251-64-45





   P.S. Прекрасная статья о выставке «Чудо хорватского наива» в газете «Северная правда» за авторством Дарья Пиляк (Darya Shanina). Это лучшее из того, что было написано о моих выставках. Респект и благодарность!

«Хлопцы! Рисуйте то, что видите!»:

СС 17 мая в муниципальной художественной галерее показывают хорватских примитивистов (0+)







«Рисуйте, что видите…» И они рисовали – что видели: свои деревенские дома, своих деревенских соседей, свое деревенское – откорм гуся и размол зерна, сбор каштанов и собирание меда. Вот только теперь, спустя больше чем полвека, когда их работы экспонируются в знаковых пространствах и расходятся по топовым коллекциям, очевидно: не все то примитивно, что примитивизмом зовется. Когда в «своем деревенском» вдруг обнаруживается извечное библейское, говорить о наивности и простоте крестьянских художников из хорватского села Хлебине явно не приходится.


Обратная сторона… стекла
Непосвященным, наверное, кажется: о наивном искусстве и говорить-то нечего. Но Владимир Темкин (тот человек, из чьей частной коллекции все выставленные в муниципальной галерее работы) в «Ночь музеев» лично водит экскурсию по экспозиции. И говорит – без передышки и с упоением – полтора часа.
Про уникальную технику хорватского наива: картины здесь принято писать на стекле, точнее, с оборотной стороны стекла, поэтому и начинают не с фона (он в последнюю очередь) – с мельчайших деталей. И, конечно, про историю – как в 1920-е годы молодой художник из Загреба Крсто Хегедушич увидел на выставке в Париже картины на стекле Валентины Пракс. Как сам впервые попробовал писать по стеклу. Как организовал художественное объединение «Земля», ищущее новые пути в изобразительном искусстве. Как, наконец, в 1930-м на родине своего отца – в хорватском селе Хлебине – увидел любопытные рисунки на оберточной бумаге в магазине. Поинтересовался, кто автор, – и познакомился с 15-летним Иваном Генераличем.
Потом были занятия, на которых Хегедушич учил Генералича и других деревенских мальчишек приемам живописи, в том числе и на стекле («Хлопцы, рисуйте, что видите!» – наставлял он). Потом – провальная выставка этих самых мальчишек в Загребе. Потом – Вторая мировая.
С момента знакомства Хегедушича с Генераличем пройдет двадцать с лишним лет, кончатся война и ужасы концлагерей (в одном из них побывал Хегедушич), учитель и ученик станут непримиримыми врагами… И только в 1953-м на выставке Ивана Генералича в Париже показанные тридцать шесть работ произведут фурор. Хлебинское наивное искусство станет событием, интересом искусствоведов и мечтой коллекционеров – и уже неотъемлемой частью мирового художественного процесса.






Поколения 1-3
Вот он – Генералич. В частной коллекции Владимира Темкина, в которой работы четырех поколений хлебинских примитивистов, с Генералича – понятно – все начинается. И это очень похоже на театр. В фокусе непременно неординарный случай – например, затмение солнца. Расположение человеческих фигур – настоящая мизансцена. Цвет наряден, декоративен, как будто подсвечен театральными прожекторами.
И вроде бы все очень просто – возьмем черно-белую «Свадьбу»: элементарная перспектива – от огромных фигур на первом плане до малюсеньких на заднем, однозначные, легко считываемые жесты и эмоции, незамысловатые линии. Но даже здесь есть отнюдь не примитивный смысл: от молодой и счастливой пары у церкви вдалеке до старика с трубкой, который у зрителя перед носом, – длинная дорога. И имя этой дороги – жизнь. И окончание ее заранее известно: все, что начинается вдвоем и радостно, однажды непременно завершится одиночеством и тоской.
«Портрет крестьянина» у художника первого поколения Мийо Ковачича вроде бы недалеко ушел от портретов Возрождения: здесь крупное человеческое лицо как будто наложено на пейзаж. Но психологизм глубокий: в глазах – почти животная тоска, и суровые складки на лице, и вывороченные губы… Этот крестьянин за долгую жизнь, конечно, огрубел, но где-то глубоко внутри под такой жестокой оболочкой сидит кто-то прекрасный, сентиментальный и беззащитный.
Это, может быть, наивно, но не примитивно ничуть – когда Владимир Иванчан пишет родную реку Драву в трех ее состояниях: зеленом, красном и синем. Вместо натуралистичного пейзажа здесь пейзаж-фантазия, не то живописный балет, не то красочная симфония. Волшебные образы: рыбы и птицы, русалки и цветы – все это закручивается в каком-то фантастическом вихре, движение которого ощущается физически. И уж совсем поражает «Первородный грех» Николы Веченая Лепортинова (он представляет уже третье поколение хорватских примитивистов), работа глубоко символичная. На ней всего несколько образов: дерево и раскиданные по земле яблоки, но в них вся история Адама и Евы. Древесная кора бугрится, образует женскую грудь и чьи-то губы, и одно из яблок уже надкушено – и человеку больше нет дороги в рай.






Скотина, трактор, дрова и… история мироздания
На выставке «Чудо хорватского наива» в муниципальной художественной галерее около полутора десятков художников. Но только у одного – целый зал. Он из четвертого поколения, ему еще нет пятидесяти, и зовут его Дражен Тетец. Он держит скотину, ездит на тракторе, заготавливает дрова и… каждый день пишет на стекле историю человечества. От которой реально бросает в дрожь.
Все начинается, как красивая сказка, хотя и очень бытовая: на сочно-цветастых, как будто сложенных из ярких лоскутков картинах буднично живет хорватская деревня. Ювелирность работы художника, прописывающего мельчайшие детали (и помним: это все с обратной стороны стекла!), поражает. Как и внутренняя динамичность картин, в которых движется все: вот «Наводнение в Хлебине» – и кто-то плывет в лодке, кто-то машет руками на берегу, кто-то смотрит в подзорную трубу, кто-то рыбачит, а кто-то пускает бумажные кораблики. И все это вместе очень похоже на абсолютно счастливый мирок. До поры до времени счастливый.
Беда в мирок, придуманный Тетецем, врывается огромным петухом – он занимает почти все пространство картины «Петр и петух». И вместе с ним бытовая история вдруг превращается в историю библейскую: петух неизбежно навис над землей, а где-то под ним один человечек указывает пальцем на другого – и того, другого, окружают люди с оружием. И уже не надо объяснять, кто такой Петр и на кого он указует.
Дальше будет «Несение креста», и встреча с матерью, и «Подвешенный петух», и пожарища Апокалипсиса – вся библейская история, вдруг свершающаяся в маленькой хорватской деревушке. И недавно еще счастливые крестьяне в финале цикла превращаются в каких-то уродливых недолюдей, и почти умирает благополучная деревня. Правда, Дражен Тетец добр и оставляет всем нам надежду: в работе «Ищу человека», поднявшись над изуродованной землей, музыкант играет на скрипке. Их вообще много – музыкантов на картинах Тетеца. И они всегда над землей, и их всегда заворожено слушают. И, кажется, это история про то, что искусство все-таки спасет мир, каким бы наивным оно не было.
Дарья ШАНИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий