четверг, 20 февраля 2014 г.

ПЕТУХ в Хорватском наивном искусстве. Часть 2.



Иван Генералич в своей мастерской.


   "Представление о ПЕТУХЕ. как символе бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с П. - деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается и более древнее толкование образа П. как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения.   В изобразительном искусстве 20 в. П. служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), «апокалиптических» трагедий современной истории П. в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»). 

                                                         (М. Н. Соколов. Мифы народов мира.)



Иван Генералич "Распятый петух" масло/стекло. 1000х840 мм. 1964 г.


   Как я уже отметил в первой части публикации, основная заслуга в признании петуха символом хорватского наива и Подравского края принадлежит Ивану Генераличу. В пятидесятые годы 20 столетия, Генералич вводит и использует в своем творчестве символику, фантастические и аллегорические элементы. Именно тогда, он и выводит на картины образ ПЕТУХА, одного из главных и любимых своих персонажей.
   На картинах Генералича, петух представлен, наверное, во всех перечисленных в предыдущем посте образах. Вот он как страж и глашатай на вершинах деревьев, деревенских крыш, и даже Эйфелевой башни ("Затмение солнца", "Петух на крыше", "Мой Париж" и т.д.). А вот петух, как психопомп - проводник души в иной мир ("Смерть моего приятеля Вириуса"). А также петух повешенный, петух ощипанный и петух распятый...



Иван Генералич "Затмение солнца" масло/стекло. 760х1450 мм. 1961 г.



Иван Генералич "Петух на крыше" масло/стекло. 380х520 мм. 1956 г.



Иван Генералич "Мой Париж" масло/стекло. 1600х1200 мм. 1972 г.



Иван Генералич "Смерть моего приятеля Вириуса" масло/стекло. 490х620 мм. 1959 г.



Иван Генералич "Повешенный петух" масло/стекло. 500х410 мм. 1959 г.



   На вопрос о месте петуха в его жизни и творчестве, сам Генералич рассказывал:

  - Я связан с ним с самого раннего возраста...
     Помню, как мой брат и я, когда мы были молоды, по вечерам часто гуляли по деревне, пели и веселились до самого позднего часа. Утром мы, естественно, хотели поспать подольше. Между тем, отец знал что делать - приносил петуха в комнату и начинал его раззадоривать - тискать,  шугать, так что этот бедняга начинал беспомощно клохтать и кудахтать - в результате, сна как и не бывало! Так вот, хорошо что для меня он был как "будильник", но ведь петух известен и как возвестник пожара, траура и т.д.
    Для меня он был самым красивым из всех питомцев в нашем хозяйстве. Я его чаще всех рисовал, ведь у него самые яркие цвета. Рисовал его на дереве, на доме, ощипанного и "побеленного", как цыгане делают для запекания ... во всех возможных и невозможных видах и ситуациях... Петухи и куры большие приятели крестьян. Люди часто ведь и разговаривают с ними ...
    Да, это действительно была моя самая любимая тема!
   (Младен Павкович "Лично". Mladen Pavkovic "Osobno")



Иван Генералич "Ощипанный петух" масло/стекло. 360х520 мм. 1954 г.



Иван Генералич "Моя Мона Лиза" масло/стекло. 1972 г.



Иван Генералич "Деревенские заботы" масло/стекло. 630х435 мм. 1959 г.



Иван Генералич "Откорм петуха" литография (по рисунку 1969 г.) 250х350 мм.



Иван Генералич "Автопортрет с петухом" масло/стекло. 700х800 мм. 1964 г.



Иван Генералич "Петух" масло/стекло. 850х950 мм. 1966 



     Данные картины Ивана Генералича находятся в следующих собраниях:

     Музей наивного искусства Хорватии
     Галерея наивного искусства Хлебине
     Современная Галерея, Загреб
     Музей Культуры, Базель
     Компания "Podravka"
     Галерея Йосипа Генералича, Хлебине
     Студия Генералич, Копривница
     Частные коллекции


     Читать дальше Read more»





Комментариев нет:

Отправить комментарий