![]() |
Автопортрет. масло/стекло. 1997 г. |
![]() |
Дикие свиньи. масло/стекло. 1200х1150 мм. 1980 г. |
![]() |
Лягушки. масло/стекло. 1200х1150 мм. 1980 г. |
![]() |
Тайная вечеря. масло/стекло. 600х700 мм. 1980 г. |
![]() |
Печение каштанов. масло/стекло. 1982 г. |
"...Веченай написал множество повествовательных, обыденных сцен, по которым мы сегодня можем отслеживать интереснейшие феномены: изменение климата, архитектуры, одежды, жизненных навыков, даже изменения в мировоззрении и религии. Нас не покидает чувство, что никогда больше не будет таких снегов, ветров, наводнений, какие засвидетельствовало наивное искусство. Может быть и потому, что изменилась климатическая картина планеты - человек стремится подчинить себе природу вместо сотрудничества с ней, некоторые радости навсегда стёрты, и новым поколениям их уже никогда не придется испытать. Были это своего рода "события посвящения", проявляющиеся либо в первом спуске по реке в деревянном челноке, или же в маленьких привилегиях для только что посватавшихся сыновей - поездка в элегантных санях с разноцветными одеялами и украшенной мелкими колокольчиками лошадиной упряжкой (как когда-то празднично отправлялись в соседнюю деревню за невестой или на воскресное богослужение). Костры на Ивана Купала, ряженые, колядки и неотъемлемый атрибут празднования рождества - звезда на шесте, обряд прощения и ярмарка скота - все эти события с уменьшающимся числом участников.уходят на второй план.
Практически невозможно представить себе, чтобы Веченай написал сегодня некоторые из своих антологических, парадигматических картин, как например „Петушиная драка" (1983), "Возвращение из школы" (1983) и ряд других подобных сцен, потому что его опора в действительности ускользнула, и лишь сравнительно небольшое число наблюдателей нашло бы в них точку идентификации. Сегодня эти картины восхищают своим колоритом, свободой композиции, чудесными остроумными интерполяциями, начиная от старых олеографий до брабантской школы, которая сильно повлияла на живопись верхнехорватского пространства."
![]() |
Петушиная драка. масло/стекло. 1983 г. |
![]() |
Петух на столе. масло/стекло. 1983 г. |
![]() |
Возвращение из школы. масло/стекло. 550х600 мм. 1983 г. |
![]() |
Ловля рыбы. масло/стекло. 400х450 мм. 1984 г. |
![]() |
Петух с цветами. масло/стекло. 700х670 мм. 1984 г. |
![]() |
Автопортрет. масло/стекло. 330х300 мм. 1984 г. |
"...Особого внимания заслуживают и его автопортреты, созданные в разные периоды, но всегда с неким посланием о внутреннем состоянии , развитым личным восприятием собственного места и роли в мире и во времени. Так в "Автопортрете" 1984 года, художник видит себя зрелым, серьёзным мужчиной с ореолом поседевших волос с фиолетовым оттенком, в белой рубашке (символ покорности судьбе, примирения с жизненными обстоятельствами) и с необычайно яркой пурпурно-фиолетовой заплатой на плече (символом самопожертвования, скорби, возможно "потерянной руки", которая была бы ему нужна как поддержка и помощь). На груди — букетик из полевых цветов с четырехлистным клевером, как своего рода утешение - в гармонии природы находит он равновесие и умиротворённость, утерянные среди жизненных волнений и невзгод. Кроме того, на фоне типичного подравского ландшафта виднеется стая белых гусей, которые согласно верованиям в Египте и Китае считались вещими птицами, "глашатаями между Небом и Землей". И снова мы находим склонность к трансценденции, соприкосновение светского и сакрального (сочетание чувства страха и восхищения, возникающее у людей при встрече с чем-либо таинственным и возвышенным)."
![]() |
Рыбак. масло/стекло. 600х550 мм. 1984 г. |
![]() |
Бабочки. масло/стекло. 1100х1000 мм. 1987 г. |
![]() |
Петух. масло/стекло. 960х600 мм. 1987 г. |
![]() |
Цветы. масло/стекло. 540х460 мм. 1988 г. |
![]() |
Человек и петух. масло/стекло. 1000х850 мм. 1989 г. |
![]() |
Птицы. масло/стекло. 700х800 мм. 1990 г. |
"...Веченай довольно скоро заметил расхождения между вынужденными "социальными" и реально меняющимися социальными и экономическими возможностями, открыл «лирическую заводь", в которой отразилась роскошь деревенских садов с благоуханием древних соцветий драголюба, бархатцев и поздних хризантем, на фоне пролетающих по небу бесконечных косяков птиц оповещающих о приходе осени и бурь, расквашенных канав и борозд по берегам Дравы. Несколько квакшей (древесниц) на листе лилии, расцветшая ветка и глиняный кувшин; зимние деревья подобные белым монахам, и струящийся к небу розовый дым из крытых соломой изб - этого оказалось достаточно, чтобы возродилась и открылась красочная панорама, заструились картины, и всех нас опоила и наводнила свежесть его восприятия и сияющая яркость красок."
![]() |
Зима. масло/лесонит. 850х1000 мм. 1990 г. |
![]() |
Петух. масло/стекло. 800х700 мм. 1990 г. |
![]() |
Сирень. масло/стекло. 580х540 мм. 1990 г. |
![]() |
Белый олень. масло/стекло. 570х610 мм. 1990 г. |
![]() |
Рождество. масло/лесонит. 400х420 мм. 1991 г. |
![]() |
Зимний пейзаж. масло/стекло. 700х800 мм. 1994 г. |
![]() |
Петух. масло/стекло. 700х600 мм. 1994 г. |
Автор текста - Божица Елушич (Božica Jelušić) писательница и журналистка, перевод с хорв. Наталья Кладич (Natalija Kladić).
Комментариев нет:
Отправить комментарий