понедельник, 23 февраля 2015 г.

ИВАН ГЕНЕРАЛИЧ. ТВОРЧЕСТВО. 1952 - 1956.






     1952 год. На очередном собрании сельских писателей и художников, в марте 1952 года, по инициативе Франьо Гажи (Franjo Gaži - известный публицист и политик, родился в Хлебине) и Ивана Генералича принято решение об открытии постоянно действующей выставки крестьянских художников. И уже 7 апреля этого же года, была основана Крестьянская (Сельская) художественная галерея - ныне Музей наивного искусства Хорватии. Для реализации проекта были приглашены академические художники, бывшие члены группы "Земля" - Эдо Ковачевич (Edo Kovačević) и Камило Томпа (Kamilo Tompa).
     Постоянная экспозиция Крестьянской художественной галереи была открыта 1 ноября, в Доме крестьянского единства в Загребе, значительную долю в ней занимали работы Ивана Генералича. Также были выставлены работы Евгена Буктеницы (Eugen Buktenica), Милоша Бузаджича (Miloš Buzadžić), Иво Чаче (Ivo Čaće), Франьо Доленца (Franjo Dolenec), Драгана Гажи (Dragan Gaži), Франьо Мраза (Franjo Mraz), Мийо Секола (Mijo Sekola), Драгутина Сисека (Dragutin Sisek), Петра Смайича (Petar Smajić) и Мирко Вириуса (Mirko Virius).



Огонь. масло/стекло. 440х330 мм. 1952 г.


     1953 - год больших Генераличевых успехов. 26 января состоялось открытие его самостоятельной выставки в Галерее Югославии, в Париже. Хлебинский художник выставил там 36 своих работ.
     Предисловие для каталога написал известный французский писатель Марсель Арлан, который совместно с Армандом Салакруа открыл выставку.

     "Там нет ничего навязчивого, ничего эпатажного в этих тридцати работах, которые Иван Генералич показывает в  Югославской галерее, и никто не может сказать, что этот хорватский художник приехал завоевывать Париж. Но он удивляет и обезоруживает нас. Потому, что Иван Генералич остался верен своим истокам, и потому, что этот маленький мир который он принес нам - действительно его. Маленький мир, без сомнения, но нежного и добродетельного свойства, утонченного и серьезного духа, где тесно связаны наивность и изысканность. Сдержанная мелодия, которая звучит из его картин в настоящий момент - это мелодия одного человека, одного народа и одного края. Это убранство, эти пейзажи, сельские сцены. И всегда между людьми, животными и природой происходит какой-то интимный диалог: желтая корова, лошадь под голубой попоной в равной мере такие же участники как эти холмы, крестьяне и деревья. Да, и человек там, это Генералич, который из своего детства, из края тех коров и коней, под этими деревьями, между этими крестьянами из их общей истории создал свою собственную историю и мечтает показать ее другим... И как же талант художника удивительно гармонирует с духом его работ - утонченным, на редкость красивым цветом. Эскиз выполнен простыми линиями, часто очень смело и содержит только самое необходимое. Одновременно, творчество Ивана Генералича позволяет  нам вспомнить некоторых наивных художников, таких как Таможенник Руссо и Бошан,  а также в той или иной небольшой сцене, тем или иным фрагментом Питера Брейгеля. Сегодня стало известно о его возможностях. Он хотел быть художником, он учился рисовать. Выставлялся в Загребе, не очень известен. Скажем так: крестьянин-художник стал художником-крестьянином. Не без риска; мне кажется, что эта опасность появляется в некоторых из его последних работ, в которых меньше личного и сочность работ менее жива. К счастью, другие работы также последних  дат, указывают на удачное соединение  самобытной наивности и художественного знания. Именно такой путь желаем Генераличу. Родила его земля, обладает он ее простотой, мудростью и очарованием. Не нужны ему другие провожатые." Марсель Арлан (Marcel Arland).

     Эти слова сильно впечатлили Генералича, позже, на протяжении всей своей жизни он часто цитировал их и считал сказанное Арланом наилучшим о своем творчестве.
     Выставка должна была работать до 15 февраля, но в связи с большим интересом публики была продлена до начала марта. Событие было отмечено множеством положительных критических отзывов во французской прессе, а художнику принесло и значительную финансовую прибыль. Критики особенно часто сравнивали Генералича с Руссо и Брейгелем. В числе его главных художественных качеств отмечались искренность, аутентичность и глубокая связь с землей.
     Новости об выставке Генералича в Париже быстро достигли родных мест, где о размере международного успеха лучше всех резюмировал М.Виторович следующими словами:
     " Иван Генералич достиг большого успеха. Первое: Ни об одном нашем художнике, которые в последние годы выставлялись в Париже, не писали ни так позитивно, ни в таком диапазоне, ни в таком большом количестве прессы. Второе: Ни один не имел такого посещения публики как Генералич. Третье: Генералич продал все картины, что сегодня в Париже большая редкость. Приличное количество любителей искусства искали где можно приобрести картины Генералича и тогда, когда уже все работы художника были распроданы."



Мотив из Парижа. масло/стекло. 560х425 мм. 1953 г.


    Сам Генералич пока готовилась и работала выставка, жил два месяца в Париже.

   "Вначале я был очень расстроен, все ждал когда придут картины, а оказывается они уже давно были в Париже, только наши ничего не знали. Жил и питался недалеко от оперы, но это было очень дорого, и я сам нашел комнату за собором Нотр-Дам. Там я каждый день рисовал, а Бог даст и картину продам, жизнь в Париже очень дорогая...Ездил я много в метро, под Парижем. Долго разбирался пока сам своим умом не дошел, несколько раз одну или две остановки дальше проезжал. Был много раз в Лувре, там очень красиво, и в Музее Родена был. Видел я в других местах и картины Пикассо, но они мне не понравились, не понимаю зачем за них платят по полмиллиона...Был я в опере, видел и английский балет...Новый год встречал в нашем посольстве, а посол пригласил меня на обед. Все наши мне хорошо помогали. Сербский художник Педжа Милосавлявич отвел меня купить краски. Я взял себе краски, растворитель, бумагу, шпатель и палитру, мольберт не взял, есть большой дома. Я не платил, дал им взамен картину...В магазинах всегда договаривался и покупал дешевле: продавец напишет мне сумму, а я перечеркну и напишу меньше, так мне торговцы и скидывали цену...
   Долго ожидал господина Арлана. Он должен был написать предисловие к каталогу. В конце концов г-н Арлан пришел. Вначале бросил быстрый взгляд на картины, прямо в пальто и шляпе на голове. Но потом постоял, немного засмотрелся, снял пальто и шляпу, бросил их в угол и остался на два часа, смотреть картину за картиной...На открытии было много критиков и журналистов. Моими картинами многие интересовались, и какой-то музей, но я забыл какой. Звали с выставкой в Голландию и Швейцарию, договорились быть с ними на связи. И в Париж зовет одна галерея, чтобы я опять приехал через шесть месяцев. Когда немного дома отдохну, буду рисовать Париж по эскизам, которые сам там набросал...Моя выставка должна была закрыться пятнадцатого, но не закрылась, еще много людей приходило и она осталась еще на двадцать дней. Очень я боялся вначале, что никто не придет, другие выставки всегда пустые, а на мою люди постоянно приходили." (из интервью Ивана Генералича, март 1953 г.)



Портрет девочки. масло/стекло. 1953 г.



Автопортрет. масло/лесонит (дсп). 420х415 мм. 1953 г.



Пожар. масло/стекло. 550х420 мм. 1953 г.


     В 1953 году Генералич написал свой первый натюрморт. На заднем фоне показана затопленная подравская равнина, а на переднем плане - типичные продукты, которые представляют скромную крестьянскую еду: кукурузный хлеб, твердый сушеный сыр (prgica), яблоки, и традиционные крестьянские глиняные кувшины с водой и простоквашей. И в классическом жанре натюрморта, Генералич остался последовательно аутентичен - мотивы для своих композиций он всегда выбирал из своего непосредственного окружения.
     Также в 1953 году картины Генералича приняли участие в большой репрезентативной выставке "Pola vijeka jugoslavenskog slikarstva" в Загребе.


Натюрморт. масло/стекло. 390х425 мм. 1953 г.


     1954 год. Генералич принимает участие в нескольких выставках: март - "Salon 54", в Риеке; июнь - известная выставка крестьянских художников "VIII izlozba seljaka slikara" в Копривнице; в конце года - "Peinture moderne Yougoslave" в Лионе (Франция), "III izlozba slikarstva i vajarstva" в Дубровнике.
      В 1954 году, Генералича пригласили на должность учителя черчения в восьмилетнюю школу Хлебине, где он проработал до 1958 года. О той работе он позже вспоминал:



Генералич с учениками в Хлебинской школе.
Фото из архива семьи Генералич.


     "Позвали меня, потому что не было кадров. Преподавал в пятом, шестом, седьмом и восьмом классах. Когда я пришел в школу, сказал директору, что не буду придерживаться их школьной программы. Я сам ту программу читал и  считал ее недостаточной. Хотел работать как сам хочу! Испытал большую радость, когда мои дети на выставке в медицинском центре получили все награды! Никогда не сидел просто за столом и слушал как мне дети рассказывают...Непрестанно сам ходил от одного к другому. Часто их водил на разные экскурсии. В детях всегда ощущается суть, их сила. Никогда не учил рисовать их как сам рисую, считал, что им надо открыть глаза на их собственный путь."



Подсолнухи. масло/стекло. 340х380 мм. 1954 г.



Пейзаж. масло/стекло. 505х495 мм. 1954 г.



Ощипаный петух. масло/стекло. 360х520 мм. 1954 г.



Ведьма. масло/стекло. 427х425 мм. 1954 г.



Кот на столе. масло/стекло. 420х365 мм. 1954 г.



Натюрморт. масло/стекло. 430х440 мм. 1954 г.


     1955 год. В марте состоялась персональная выставка Ивана Генералича в Городской галерее, в Белграде.
     4 апреля вновь открыта перестроенная и пополненная новыми работами Крестьянская художественная галерея в Загребе. Значение картин Генералича в ее собрании значительно возросло.
     Также в 1955 году картины Генералича были представлены на выставках "Izlozba petnaestorice" в Дубровнике; "60 slika jugoslovenske moderne umjetnosti" в Марселе, Бордо, Нанси, Мец, Штутгарте, Цюрихе.

     В этом же году Комиссия по иностранным культурным связям совместно с Современной галереей организуют в Загребе выставку "Hlebinska slikarska skola", которую в дальнейшем под названием "L`Ecole de Hlebine" Югославия представила в своем павильоне на престижном 3-м биеннале в Сан Паулу (Бразилия). На выставке было представлено творчество Ивана Генералича, Крсто Хегедушича, Мирко Вириуса, Франьо Мраза и Франьо Доленца.  По тем временам это был очень смелый проект - показать на мировой сцене творчество самодеятельных, непрофессиональных художников. На Биеннале было представлено 2019 произведений 573 авторов из 31 страны.
     
     "Я уверен, что искусство Хлебинской школы по своей художественной миссии, по правдивости социальной тематики и по содержанию будет отличаться от всего, что будет выставлено на Биеннале, и что это будет замечено. Мне лично интересно и то, как это будет оценено..."  
     (из дневника Крсто Хегедушича)

     "...и как у югославских руководителей оказалось столько разума, что они не навязали искусству государственного руководства, как это было в случае с Советским Союзом и другими Народными республиками, где их указания имели такие губительные последствия."
     (художественный критик Rhada Abramo)

     "Публика которая посещает Дворец Наций, обязательно задерживается перед реалистичными работами югославских художников, которые без сомнения реабилитируют фигуративизм в современном искусстве. Народные, деревенские темы и истории из ежедневной жизни они трактуют на свой манер, который значительно отличается от тематики и изобразительных методов русского искусства. Можем утверждать, что абстрактное искусство в последнее время, в международном плане, доминировало на многих коллективных выставках. Поэтому, храбрость югославских художников которые изображают обычную жизнь села и города, обычных людей, природу, включая повседневные эпизоды , хронику и анекдоты, причем простым, а не академическим языком, показывает что реальная фигура, пейзаж и человек, изображенные хорошо и интересно перестают быть анахронизмом и представляют драгоценное и живое продолжение традиции, которая в последнее время была "не модна" и даже презиралась"
     (издание Folha da Manhã) 
 
Выставка имела огромный успех и положительные отзывы критики и прессы. Крсто Хегедушич, как живописец получил одну из главных наград, а Генералич достойно представил Хлебинскую школу и продолжил утверждать свою международную репутацию.
     


Натюрморт с луком. масло/стекло. 295х370 мм. 1955 г.


     1956 год. Генералич принимает участие в важной выставке "Примитивные художники Югославии" в Художественной галерее Дубровника. Выставка организована в рамках проведения конгресса Международного союза художественных критиков AICA при поддержке ЮНЕСКО. На конгрессе особое внимание было уделено проблемам наивного искусства.
     Картины Генералича участвуют в выставке "Салон 56" в Риеке.
     56-м годом датируется одна из самых известных и образных находок Ивана Генералича - белый олень. С этим мотивом начинается все большее проникновение сказочного, фантазийного и волшебного в творчество Генералича.



Белый олень. масло/стекло. 500х600 мм. 1956 г.



Петух на крыше. Пожар. масло/стекло. 380х520 мм. 1956 г.



Натюрморт с яблоками. масло/стекло. 545х540 мм. 1956 г.



Игра лошадей. масло/стекло. 300х411 мм. 1956 г.



Лес из снов. масло/стекло. 430х520 мм. 1956 г.



Генералич со своими картинами. 1956 год.



     При подготовке публикации использованы материалы из следующих источников:
     Монография  "Иван Генералич 1946-1961" автор Светлана Сумпор (Svetlana Sumpor, Monografija "Ivan Generalić 1946-1961"). Издатель Хорватский музей наивного искусства. Загреб 2014 год.
     Монография "Волшебный мир Ивана Генералича", автор Небойша Томашевич (Nebojša Tomašević "Magični svet Ivana Generalića"). Издатель Jugoslovenska revija, Белград 1976 год.
     Монография "Иван Генералич". Авторы текста Мича Башичевич, Анатоль Яковски, Борис Клемен. Издатель SPEKTAR, Загреб, 1973 г.
      Бюллетень Института изобразительного искусства №9-10 (Bulletin 9-10 Institut za likovne umjetnosti). Издатель Jugoslavenska akademija, Загреб 1956 год.
     "Иван Генералич. Личное" автор Младен Павкович. Вараждински топлицы, 2012 г. ("Ivan Generalić. Osobno"  Mladen Pavković).


     Другие публикации      Other publications

воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Fašnik (Масленица) в хорватском наиве.



Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 400х500 мм. 1983 г.


     В Хорватии очень любят праздники. Одним из самых любимых и продолжительных является Fašnik (фашник, от немецкого Fastnacht, т.е. "ночь поста"). Фактически, это аналог нашей Масленицы - славянского традиционного праздника, отмечаемого в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранившего в обрядности ряд языческих элементов. Праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны.
     Будучи первоначально широко отмечаемым в сельской среде, в последние десятилетия праздник все больше перемещается в города, где по сути превращается в один из видов европейского карнавала, к счастью не теряя костюмов и традиций. Большие фашники проходят в Риеке, Чаковце, Бараньи. В Самоборе, небольшом симпатичном городке неподалеку от Загреба, празднование является одним из старейших, и карнавал в этом году проходит уже в 189-й раз, привлекая огромное число туристов (больше 200 тысяч человек).
     В славянской народной культуре, маска была разработана сравнительно мало . Она порой лишь намечалась  гримом - лица участников обряда пачкались сажей, что и делало их неузнаваемыми. Задача маски - скрыть лицо и, следовательно, человеческую сущность - иногда решалась еще проще: лица участников обряда "занавешивались" листьями, бумагой или обрывками ткани.
     В Хорватии для изготовления масок также использовались черепа и рога домашних животных, очень часто солома, как один из самых доступных материалов - искусно плелись шлемы-конуса с отверстиями для глаз. Также как у нас, ряженые - хорв. fašenkaši или maškare, одевались в вывернутые шубы и овечьи шкуры.



Карнавал в Самоборе. 1960-е гг.


Фашник в Славонии.


Ряженые в Копривнице.


Фашник в Чаковце.









     Конечно, этот праздник не могли обойти вниманием в своем творчестве хорватские наивные художники. Иван Генералич в своем творчестве постоянно обращался к этой теме, выйдя в зрелые годы  на некий новый, "метафизический" уровень понимания изображения маски. Очень интересная графика у Ивана Лацковича, это одна из его любимых тем.
Безусловно, это Нада Швегович Будай - единственная в хорватском наивном искусстве, создавшая целый цикл "Maškare", сумевшая показать и передать "мистическую" атмосферу этого народного гуляния. Тема действительно очень интересная, есть ряд новых работ, например у Ивицы Фиштер. Думаю, мы еще увидим много интересных картин!



К.Хегедушич. Масленица. 1935 г.


Иван Генералич. Ряженые. масло/холст. 1130х1142 мм. 1960 г.


Иван Генералич. Масленица. масло/стекло. 1966 г.


Иван Генералич. Ряженые. масло/стекло. 1969 г.


Иван Генералич. Маска с трубой. масло/стекло. 1975 г.


Мийо Ковачич. Ряженые зимой. масло/стекло. 690x780 мм. 2000 г.


Мийо Ковачич. Ряженые. масло/стекло.790x390 мм. 1997 г.


Иван Лацкович. Кто они? тушь/ бумага. 1972 г.


Иван Лацкович. Маски. тушь/бумага. 1975 г.


Иван Лацкович. Идолопоклонство. тушь/ бумага. 1973 г.


Иван Лацкович. Вихрь. тушь/бумага. 1979 г.


Иван Веченай. Ряженые. масло,стекло. 1982 г.


Катарина Хенц. Ряженые. пастель/бумага. 400х500 мм. 1986 г.


Степан Столник. Ряженые в доме. масло/стекло. 1962 г.




Нада Швегович Будай. Картины из цикла "Ряженые". масло/стекло. 1982-85 гг.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 385х485 мм. 1980 г.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 600х700 мм. 1989 г.


Нада Швегович Будай. Ряженые. масло/стекло. 600х700 мм. 1993 г.